Крушение цен на нефть вдвое должно предполагать соответствующее снижение цен на ГСМ для казахстанских сельхозтоваропроизводителей в период весенних полевых работ. Такое решение должно быть принято акционерами казахстанских НПЗ совместно с министерством энергетики. С соответствующим запросом на имя премьер-министра Аскара Мамина на пленарном заседании сената парламента 9 апреля обратился депутат сената парламента Али Бектаев.
«Полагаем, что цена удешевленного ГСМ для весенних полевых работ еще высокая. За последние два месяца мировая цена на нефть понизилась в 2-2,5 раза за баррель топлива. Цена в два раза понизилась. Стало 174 тыс. тенге за тонну. В этом случае она должна была стоить 145 тенге за литр, а почему тогда сельхозпроизводители должны покупать его по 165 тенге (за литр)?» – сказал он.
За последние три месяца один баррель нефти марки Brent подешевел на фоне распространения коронавирусной инфекции и связанного с этим замедления экономического роста, а также с развалом соглашения ОПЕК+ о сокращении объемов поставок нефти на рынок с максимальной отметки за период в $65,09 20 января до $21,94 30 марта. Позднее на фоне информации о том, что страны – крупные поставщики нефти все-таки могут сократить добычу, стоимость нефть возросла. В настоящее время стоимость нефти Brent колеблется у отметки $33,83/баррель.
По мнению депутата Бектаева, удешевленные ГСМ для весенних полевых работ должны быть дешевле не ГСМ, которые реализуются на розничных заправочных станциях, а отпускаться с НПЗ «со скидкой в 50%» для обеспечения продовольственной безопасности в нынешних условиях.
Депутат считает, что для этого и акционеры НПЗ, и руководство министерства энергетики должны проявить свою гражданскую позицию.
«С учетом вышеизложенного предлагаем правительству еще раз снизить цены на ГСМ, выделяемые для весенне-полевых работ, и строго контролировать их своевременные поставки до крестьян», – сказал Бектаев.
Депутат также отметил, что 170 млрд тенге, предусмотренные для весенне-полевых работ через АО «Аграрная кредитная корпорация», будут направлены кредитным товариществам, банкам второго уровня. В регионах это означает, что приоритет будет отдаваться крупным сельхозтоваропроизводителям, а мелкие хозяйства и фермеры останутся без поддержки. В частности, 51 млрд тенге получили только 1822 сельхозпроизводителя, а это всего лишь 1% от всех хозяйств.
По его словам, у большинства мелких фермеров сложное финансовое положение, связанное с быстрым ростом цен на ГСМ, запчасти и удобрения. При этом многие попросту разорились.
«Если до сих пор 80% крестьянских хозяйств выполняли весенне-полевые работы за счет своих средств, то в этом году их число может и 50% не достичь. К тому же запаздывают и госсубсидии. По некоторым направлениям соответствующие государственные органы даже не утвердили порядок предоставления субсидий», – сказал Бектаев, попросив главу правительства взять на особый контроль процесс финансирования весенне-полевых работ.
Также, полагает депутат, необходимо пересмотреть процедуру кредитования.
Первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров на брифинге 8 апреля сообщил, что для своевременного проведения весенне-полевых работ на период с февраля по июнь выделено 387 тыс. тонн дизтоплива. В рамках исполнения поручения главы государства министерством энергетики с 1 апреля установлена среднерыночная цена с НПЗ – 174,0 тыс. тенге/тонна, или 144 тенге/литр.
С учетом средних расходов операторов цены для сельхозтоваропроизводителей на апрель по республике составляют 165 тенге/литр, что дешевле на 13-15 % от рыночной (на АЗС 188-190 тенге/литр). По состоянию на 8 апреля по утвержденному графику при плане 387 тыс. тонн заключено договоров на 119 тыс. тонн, из них отгружено 103,4 тыс. тонн.