Владельцы авиакеросина решили экспортировать его в Таджикистан и Узбекистан, чтобы не снижать цены на него в Казахстане. Такое мнение 10 апреля в ходе онлайн-совещания национальной палаты предпринимателей «Атамекен» о текущей ситуации в транспорте в период пандемии, карантина и ослабления курса тенге и необходимых мерах поддержки транспортных компаний высказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП «Атамекен» Даулет Хамзин.
«По нашей информации… затоварка у ресурсодержателей. Ресурсодержатели обратились в министерство энергетики. Насколько я знаю, на апрель многие из них получили квоты на экспорт авиационного керосина из Казахстана, то есть вместо того, чтобы привести цены на авиационный керосин в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, пытаются вывезти авиационный керосин в те страны, у которых нет ресурсов, такие как Таджикистан, Узбекистан», – сказал он.
Тем самым, полагает Хамзин, ресурсодержатели хотят заработать максимальную маржу, в то время как казахстанские аэропорты не могут привлечь транзитный потенциал и предложить конкурентные цены авиакомпаниям, которые летят через Казахстан.
«В среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана потребляют по статистике от 650 до 700 тыс. тонн за год. Учитывая огромный спрос в связи с вводом Fly Arystan и активностью грузовых перевозок, транзитных перевозок, мы предполагаем, что на текущий год, если бы не эти карантинные мероприятия, потребность выросла бы до 850 тыс. тонн», – сказал он.
Он отметил, что многие аэропорты сейчас закредитованы, в том числе и государственные, в частности, Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев. Поэтому аэропорты также выходили с предложением, чтобы была возможность субсидирования процентных ставок.
В свою очередь директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил, что в марте произошел спад по международным пассажирам около 50%.
«В апреле ожидается нулевой поток, соответственно, рейсы, пассажиры и остальные производные от этого у нас планируются на нуле. Сейчас выживаем только за счет грузовых авиакомпаний, которые выполняют рейсы. В связи с тем, что больше половины грузов перевозилось в грузовых отсеках пассажирских воздушных судов, то после остановки этих пассажирских рейсов резко возрос спрос на грузовые перевозки», – сказал он.
Практически все предложения аэропортов сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить для грузовых авиаперевозчиков все условия, чтобы они могли производить посадки, летать, смену экипажа и приносили аэропорту хоть какие-то доходы, которые бы позволили им оставаться на плаву и как-то закрывать частично свои постоянные расходы.
«На сегодняшний день где-то из трех тысяч сотрудников аэропорта больше половины – 1635, находятся в отпуске без содержания. 1355 работают, потому что нужно обслуживать грузовые авиакомпании, нужно содержать аэродром и так далее. Ситуация именно такая», – сообщил Кусаев.
Кроме того, он отметил сложность передвижения сотрудников аэропорта, а также членов экипажей самолетов по городу Алматы и за его пределами.
«Большие проблемы, нет допусков ни у сотрудников, ни у операторов, которые осуществляют грузовую деятельность у нас в аэропорту. Выписывают предупреждение. Следующая поездка – это уже штраф, то есть ограничена как работа сотрудников, так и операторов, которые задействованы в грузовой деятельности», – сказал он.
По его словам, акимат медленно каждую заявку рассматривает. «У нас прилетают экипажи, едут отдыхать в гостиницу. Поэтому если их будут останавливать, это усложнит их обслуживание и может привести к задержкам рейсов, что вынудит авиакомпании искать альтернативу аэропорту», – сообщил Кусаев.
Кроме того, помимо грузовых компаний многие пассажирские перевозчики начинают возить грузы на своих пассажирских самолетах. Учитывая, что у всех перевозчиков все графики полетели и на сегодняшний день они формируют графики на очень короткий срок – максимум на месяц, в зависимости от заказа: гуманитарная помощь, товары народного потребления и прочее, то есть большая проблема, что заявка приходит очень срочно и иногда в нерабочее время.
«Поэтому мы сводим к тому, что нашим авиационным властям нужно перейти на круглосуточный рабочий режим. На сегодняшний день перевозчики формируют заказ условно на 10-20 рейсов. Сперва получать разрешение они должны у нас, а потом уже в пункте, куда они полетят привозить груз или забирать его. И когда у нас это затягивается на день-два, это сразу влияет на их планы – у них стоят заказы», – сказал он.
По его словам, на сегодняшний день стоимость керосина в Казахстане не отражает реальную стоимость, которая сейчас идет на рынках, и это мешает местным аэропортам конкурировать с аэропортами, например, Российской Федерации, у которых стоимость авиакеросина существенно ниже – на 10-15% дешевле, чем в РК.
«Соответственно, компании все выбирают в качестве транзита российские аэропорты. Соответственно, наши ресурсодержатели, по идее, тоже заинтересованы в продаже больших объемов. Сейчас идет затоваривание складов. Поэтому здесь, по идее, хотели бы, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит на рынке – особенно в Российской Федерации, чтобы как-то цены более-менее держали на том же уровне», – сказал он.
Вице-президент по стратегическому планированию АО «Air Astana» Ердаулет Шашмиев сообщил, что авиакомпания столкнулась с серьезными трудностями.
«У Air Astana сейчас все внутренние рейсы приостановлены. 99% международных рейсов также отменены, то есть это говорит о том, что авиакомпания лишилась 99% выручки. Естественно, все это грузом лежит на плечах авиакомпании со всеми вытекающими отсюда другими проблемами», – сказал он.
В этой связи авиакомпания подготовила свои предложения.