Новости

Почему телекоммуникациям следует привыкнуть к перегрузкам

Рассказал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев

Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала острую необходимость человечества в опережающем развитии как минимум двух отраслей – медицины и коммуникаций. Причем во всех странах мира, включая Казахстан, положение которого, с точки зрения количества заболевших, не выглядит катастрофичным на фоне других стран.

Относительно того, как после пандемии коронавируса изменится отношение всего человечества к медицине, специалистами сказано немало. И, наверное, уже для всех очевидно, что теперь вопрос предупреждения возникновения массовых эпидемий станет вопросом выживания человечества. Но столь же очевидно, что роль коммуникаций и передачи информации в условиях практически повсеместного карантина приведет к формированию новой цифровой культуры всей планеты.

Эта новая цифровая культура уже формируется как на уровне каждого отдельного человека, так и на уровне предприятий и организаций, причем формируется скачкообразно. Потому что по-другому сейчас просто невозможно жить: люди прежде не слишком охотно пользовались интернет-банкингом и услугами доставки, предпочитая наличные и походы в магазин. Сейчас ситуация вынуждает большинство, включая консервативное старшее поколение, осваивать электронные возможности своих банковских карточек.

Многие казахстанцы до пандемии в лучшем случае только слышали о существовании электронной цифровой подписи и ее преимуществах при получении различных госуслуг, но сами ее даже если и заводили, то пользовались от случая к случаю. Сейчас ЭЦП проходит те же стадии распространения, которые в свое время проходили банковские карточки: пока зарплату платят налом, она вроде бы и не нужна, но стоит прекратиться выплатам «в конверте», количество банковских карточек стало аналогичным количеству работающих в стране.

Это лишь небольшие бытовые примеры того, как цифровизация сейчас усиленно проникает в нашу жизнь. Понятно, что где-то по вынужденным обстоятельствам, но проникает все глубже и глубже. Точно также коммуникации становятся критически важным элементом работы бизнеса – я сейчас даже не о цифровых технологиях на производстве, а о таких «мелочах», как электронные счета-фактуры, видеоконференции для производственных совещаний, облачное видеонаблюдение. Все это становится неотъемлемой частью бизнеса, как крупного и среднего, так и малого.

Этот переход на электронные способы расчета и на электронные способы работы сейчас, во время карантина, имеют настолько критические масштабы, что будут иметь далеко идущие последствия и после его снятия. Вот только одно предположение, которое я осмелюсь высказать: после окончания карантина и начала физической работы отделений банков в Нур-Султане, Алматы и остальных городах мы едва ли увидим привычную до карантина картинку, когда в расчетно-кассовых отделениях финансовых учреждений люди выстраивались в очередь к кассам и к менеджерам.

Многие операции, которые физлица и юрлица проводили раньше в отделениях физически, теперь будут осуществляться дистанционно. Дело не только в опасении массовых скоплений, которое у казахстанцев пройдет не скоро после снятия карантина, дело в том, что за месяц с лишним режима ЧП люди просто убедятся в том, насколько электронное решение всех этих задач оперативнее и удобнее решения их физическим способом. Соответственно, нам – компаниям телекоммуникационного сектора, следует ожидать, что нынешние сверхнагрузки на сеть с нарастанием в разных странах от 20% до 30%, снизятся – но уже не вернутся к прежним, докарантинным временам.

Иными словами, и «Казахтелекому», и другим телекоммуникационным операторам Казахстана – да и всего мира, сейчас надо быть готовым к тому, что когда режим ЧП закончится для всей страны и для всего мира, для нас он может быть только ослаблен. А это означает, что те нагрузки, которые сейчас испытывают сети во всех странах мира, должны стать для телекоммуникационной отрасли рабочей, повседневной реальностью. И в этом мы мало отличаемся от медицинской отрасли, для которой снижение распространения заболевания коронавирусом будет не поводом вздохнуть спокойно, а возможностью переформатировать свою работу на случай повторения ситуации с пандемией.

Сразу отмечу, что «Казахтелеком» к этой ситуации подошел во всеоружии: мы не сократили ни одного сотрудника, никого не отправили в неоплачиваемый отпуск, практически первыми перешли в дистанционный режим работы, в котором у наших сотрудников практически нет выходных. И на практике за уже почти месяц такого карантинного функционирования выяснили, что так работать можно, и так работать можно без потери качества. Разумеется, у нас остался круг сотрудников, работающих «в поле», потому что сигнал идет по проводам, которые имеют обыкновение обрываться и изнашиваться – и эти обрывы необходимо устранять физически.

Более того, сейчас этим сотрудникам технических служб приходится заниматься наращиванием нашей сети: в связи с карантином число заявок на подключение фиксированного интернета с безлимитным трафиком резко увеличилось, люди, даже перейдя на мобильный интернет, предпочитают иметь дома обычный модем впридачу к раздаче трафика с мобильника. Отчасти из-за того, что несколько источников трафика позволяют одновременно иметь выход в паутину сразу нескольким членам семьи – и здесь большую роль сыграло то обстоятельство, что в городах, грубо говоря, кабель был протянут к многоквартирным домам заранее.

В этой связи в новом свете предстает наш проект по строительству волоконно-оптиковых линий связи в сельской местности: случаи заражений коронавирусом ведь выявляются в Казахстане не только в городской черте, и на карантин садятся не только города, но и районы. И вопрос обеспечения широкополосным доступом села после снятия режима ЧП станет не менее важным, чем обеспечение тех же сел качественной медициной. Суммарно же все это, повторюсь, приведет к увеличению нагрузки – и я рад тому, как наш коллектив отреагировал на эти форс-мажорные обстоятельства: практически 24-часовой режим работы был воспринят всеми как возможность проявить свои лучшие профессиональные качества – и дать потребителю новые услуги, введение которых предполагалось ранее поэтапно, на протяжении длительного времени.

Одна из таких новинок – запуск страниц верификации мобильных номеров, которые дают возможность привязать свой мобильный номер к банковской карточке и иметь свободный доступ по авторизации в личном кабинете. Подавать заявку на верификацию можно дистанционно, более того, нами произведена работа по переработки механизмов взаимодействия информационных систем, в результате все обращения граждан мы можем теперь принимать в режиме онлайн через такие мессенджеры, как WhatsApp и Telegram, а также через социальные сети Facebook, Vkontakte, Instagram. Эта «мелочь» упростила жизнь многих наших клиентов – и подобные «мелочи» продолжают разрабатываться нашими специалистами.

В сухом остатке могу сказать, что ситуация с массовой карантизацией не только не «убила» казахстанскую телекоммуникационную отрасль, но и продемонстрировала правильность выбранного курса ее развития. Разумеется, какие-то коррективы в наши стратегии по окончании режима ЧП будут внесены – но важно, что это будут детальные коррективы, которые необходимы для улучшения, а не перестройки всей конструкции отрасли. Потому что прошедший месяц карантинного режима показал: здание нашей отрасли в Казахстане выстроено на прочном фундаменте и имеет прочные стены. Как развивать и чем приумножать его архитектуру в дальнейшем, нам подсказывает сама жизнь.