Как нефтяная сделка Путина и принца Саудовской Аравии отразится на Казахстане
Крупнейшие в мире производители нефти договорились о сокращении ее добычи, чтобы урегулировать баланс спроса и предложения на рынке. Казахстан поддержал соглашение ОПЕК+, но выполнить его условия будет непросто.
ОПЕК+ Мексика
Итак, 23 страны-экспортеры нефти после четырех дней (с 9 по 12 апреля) тяжелых переговоров приняли решение снизить объем добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки. Изначально планировалось, что сокращение составит 10 млн, но Мексика согласилась снизить лишь на 100 тыс. баррелей в сутки, а не 400 тыс., как ей предлагали в ОПЕК+. Не закрытую мексиканскую долю обещали взять на себя США, которые нуждаются в тяжелой нефти для своих нефтеперерабатывающих заводов.
Согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), соглашение о сокращении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки будет действовать в течение предстоящих двух месяцев: с 1 мая по 30 июня этого года. Далее в течение следующих 6 месяцев, с 1 июля по 31 декабря, согласованное общее снижение добычи составит 7,7 млн, за которым последует корректировка в 5,8 млн баррелей в сутки в течение 16 месяцев, то есть с 1 января 2021 года по 30 апреля 2022 года.
Исходным показателем для расчета корректировок является добыча нефти в октябре 2018 года, за исключением Королевства Саудовская Аравия и Российской Федерации, которые начнут сокращать производство с уровня в 11 млн баррелей в сутки.
«Соглашение будет действовать до 30 апреля 2022 года, однако его продление будет рассмотрено в декабре 2021 года», – говорится в сообщении картеля.
Страны-экспортеры нефти, участвовавшие в сделке, договорились еще раз встретиться в формате видеоконференции 10 июня этого года, чтобы определить дальнейшие действия, необходимые для балансировки рынка.
Пришлось договариваться
Впервые нефтедобывающие страны в рамках ОПЕК+ договорились о сокращении добычи в декабре 2016 года. Последняя сделка, согласованная в декабре 2019 года, предполагавшая ограничение добычи на 1,7 млн баррелей в сутки, действовала до 1 апреля 2020 года. Однако на прошедшей 6 марта министерской конференции участники альянса не смогли договориться о новых условиях сделки. Саудовская Аравия и другие участники ОПЕК предлагали дополнительно к действующей квоте убрать с рынка еще 1,5 млн баррелей, где 1 млн взяли бы на себя члены картеля, а 0,5 млн – остальные страны – экспортеры нефти.
Такой расчет был продиктован снижением мирового спроса на нефть из-за вспышки коронавируса в Китае и прочих странах Азии вследствие чего падением цен на энергоресурсы. Однако другие участники сделки, в частности, Россия, выступили только за пролонгацию соглашения, без внедрения дополнительных квот. В результате ОПЕК+ распался. Позже представители российских нефтяных компаний объяснили свою позицию тем, что в соглашении о сокращении нефти должны принимать участие и другие мировые производители, и в частности США, которые в прошлом году вышли на первое место по уровню добычи.
Напомним, что по итогам прошлого года мировой ежесуточный спрос на нефть составлял 99,8 млн баррелей в сутки. По прогнозам ОПЕК, в течение 2020 года он должен был увеличиться до 101 млн.
За месяц, прошедший с момента распада альянса, цены на нефть рухнули до рекордных минимумов, переизбыток сырья на рынке составил 15 млн баррелей в сутки, а, по данным Международного энергетического агентства, все 20 млн. Спрос на нефть снизился еще из-за пандемии коронавируса, сильно повлиявшей на потребление энергоресурсов.
Первыми стали бить тревогу американские производители сланцевой нефти и канадские нефтяники, чья сырье оказалось неконкурентоспособным в условиях низких цен. По некоторым данным, в США уровень добычи нефти упал на 700 тыс. баррелей в сутки, и к концу года снижение могло достичь 3 млн. В результате США призвали Саудовскую Аравия и Россию – на сегодняшний день двух самых крупных экспортеров углеводородного сырья – сесть за стол переговоров и установить баланс на нефтяном рынке.
При этом Штаты, которые также являются самыми крупными потребителями сырья, пригрозили ввести 30-процентную пошлину на импортную нефть.
Президенту США Дональду Трампу пришлось на время стать посредником между главой России Владимиром Путиным и наследным принцем Королевства Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом, чтобы убедить их в необходимости сокращения добычи нефти и достижении консенсуса. В итоге стороны после четырех дней переговоров достигли соглашения.
Сделка должна помочь стабилизировать стоимость нефти на уровне $30 за баррель в первом полугодии этого года и $40 – во втором, что в условиях экономического кризиса, произошедшего из-за Covid-19, является адекватной ценой. При этом странам, не входящим в ОПЕК, пришлось бы сокращать добычу по естественным причинам – из-за снижения спроса. После развала сделки 6 марта Саудовская Аравия предложила нефть потребителям в Америке, Европе и Азии со значительной скидкой. При этом потребление нефти в мире снизилось, а нефтехранилища заполнены почти до отказа. В конечном счете это вынудило бы многие нефтедобывающие страны остановить производство. Поэтому соглашение, принятое странами – экспортерами нефти, стало адекватной реакцией на ситуацию на рынке.
Казахстан поддержал, достигнутый в рамках ОПЕК+, консенсус. Республике придется сократить добычу на 390 тыс. баррелей в сутки с уровня 1,7 млн, действовавшей в октябре позапрошлого года.
Пострадают свои?
Пока не известно, как министерство энергетики Казахстана собирается выполнять взятые в рамках ОПЕК+ обязательства по сокращению добычи. По мнению экспертов, скорее всего, корректировать будут производство нефти в государственных компаниях. В прошлом году дочерние предприятия «КазМунайГаз» (КМГ) – «Эмбамунайгаз» и «Озенмунайгаз» – произвели 2,9 млн и 5,8 млн тонн нефти соответственно. При этом обе компании добывают сырье на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, большинство из которых имеют высокую степень обводненности.
В начале года Минэнерго анонсировало сокращение добычи на 1,3 млн тонн на Тенгизском месторождении. Но общий уровень производства по стране должен был, как минимум, остаться на прошлогоднем уровне, поскольку планировалось увеличить добычу на Кашагане и Карачаганаке. Все эти три месторождения, которые в совокупности дают более 60% всей добычи республики, разрабатываются в рамках соглашения о разделе продукции или других договоренностей, что, по мнению экспертов, не позволит Казахстану диктовать условия по сокращению производства. В этих проектах участвуют такие мировые нефтегазовые гиганты, как Chevron, ExxonMobil, Total, Eni и Shell.
Есть менее крупные казахстанские производители, такие как «Мангистаумунайгаз», «СНПС-Актобемунайгаз», «Каражанбасмунай», «Бузачи Оперейтинг» и другие, которые совместно с КМГ или единолично контролируются китайской CNPC. На их долю приходится около 20% ежегодной казахстанской добычи. В прошлом году в КНР было экспортировано около 11 млн тонн казахстанской нефти. В январе этого года при приеме сырья «СНПС-Актобемунайгаз» в системе магистральных нефтепроводов было обнаружено превышение хлорорганических соединений, из-за чего экспорт был приостановлен. Учитывая это, Казахстану еще предстоит набрать в этом году недостающий объем экспорта в Китай. Так что и здесь вряд ли получится сократить добычу.
Есть еще более 80 мелких нефтяных компаний, которые дают остальные 20% добычи страны. Почти все они разрабатывают небольшие месторождения.
Напомним, правительство в начале апреля, после падения спроса и цен на нефть, случившегося из-за пандемии коронавируса и развала в марте сделки ОПЕК+, уже скорректировало прогноз по добыче сырья в стране в сторону сокращения с ранее запланированных 90 млн тонн до 86 млн тонн. При этом нестабильность на нефтяном рынке уже повлияла на казахстанскую нефтесервисную отрасль, где, по сведениям KazService, в ближайшие 3 месяца может быть сокращено около 30 тыс. работников.