Ресурсы

Полярники рассказали, как пережить карантин

Сотрудники антарктической станции Тролль поделились своими рекомендациями

Находясь в глубине материка Антарктида, Карин Янсдоттер и ее коллеги живут и работают в изоляции с ноября прошлого года. Этой весной в такой же ситуации оказалась большая часть населения планеты. Чтобы не превратиться в героя Джека Николсона в фильме «Сияние», стоит прислушаться к рекомендациям полярников.

Уже несколько недель команда специалистов норвежской научно-исследовательской станции Тролль, расположенной в 2350 милях от ближайшего города, наблюдает за тем, как жители разных стран и городов пытаются пережить карантин, введенный с целью предотвратить распространение коронавируса. При этом люди пытаются привыкнуть к тому, что в Антарктиде давно является нормой, а именно — каждый день видеть одних и тех же людей и находиться в одних и тех же комнатах (на данный момент в течение нескольких месяцев).

Впрочем, есть одно важное отличие: те, кто сейчас находится на станции Тролль – счастливчики, поскольку они находятся на континенте, где не было зафиксировано ни одного случая COVID-19.

Когда-то друзья Янсдоттер считали, что в подобных условиях может работать только сумасшедший, однако сейчас они спрашивают ее совета о том, как пережить изоляцию.

«Даже представить себе не могла, что когда-нибудь весь мир будет жить так же, как я сейчас. Это очень странно», — говорит Янсдоттер, которая работает на станции поваром.

Артика_1.JPG

Артика 2.JPG

Карин Янсдоттер работает поваром на научно-исследовательской антарктической станции Тролль, и даже в условиях изоляции она всегда чем-то занята. ФОТО: KARIN JANSDOTTER (2); ALEXANDER SOLA (2)

В это время года, когда в Антарктиде начинается зима, на станции остается только небольшая часть команды, обслуживающая специальное оборудование для сбора данных. В феврале летняя команда покинула континент, и аэродром станции был закрыт до следующего сезона. В мае начнется полярная ночь, которая продлится до августа. Зимой температура на материке опускается ниже 40 градусов.

В один из вечеров все шесть членов команды объединили в один список рекомендации для тех, кто столкнулся с затянувшимся карантином. Среди их пожеланий семьям, оказавшимся запертыми вместе друг с другом, следующие советы: 

— Предоставьте другим немного личного пространства. Иногда людям нужно побыть наедине, чтобы почитать, послушать музыку или посмотреть телевизор.

— Не оставляйте проблемы неразрешенными и не позволяйте им усугубляться – обсудите их, как только они возникнут.

— Поддерживайте физическую активность. Если места совсем мало, переставьте мебель и занимайтесь спортом.

— Позвоните другу, с которым давно не разговаривали.

— И самое главное, всем нужно немного «сбавить обороты», считает Янсдоттер.

«Расслабьтесь и дайте волю своему любопытству», — говорит она.

Всего в Антарктиде работает 70 исследовательских станций, включая Антарктическую программу США. Все эти станции разбросаны по континенту площадью в 5,4 миллионов квадратных миль.

Морской геофизик Келли Хоган с британской станции Rothera рекомендует тем, кто оказался на карантине, поддерживать связь с семьей и друзьями, а также открыто обсуждать с ними то, что они чувствуют в этой ситуации.

«Всегда обнадеживает, когда ты знаешь, что другие люди испытывают те же чувства, что и ты», — отмечает Хоган.

im-176559.jpg
Келли Хоган, морской геофизик на британской антарктической станции Rothera.
ФОТО: BRITISH ANTARCTIC SURVEY

Также она советует найти себе какое-нибудь увлечение. К примеру, на станции Rothera члены персонала начали заниматься вязанием, и для этого даже привезли на станцию специальную шерстяную пряжу и образцы для вязания. Кроме того, сотрудники Rothera и станции Тролль советуют научиться играть на музыкальном инструменте.

Люк Кихан, инженер-электрик, для которого это уже вторая командировка на новозеландскую антарктическую станцию Scott Base, считает важным дать людям время побыть наедине с собой.

«Для начала можно просто не беспокоить людей, если они находятся в своих комнатах или используют наушники», — говорит он. 

До того момента, когда по всему миру был веден карантин, 33-летняя Янсдоттер обычно созванивалась по FaceTime со своими родителями один или два раза в неделю. Теперь она делает это четыре раза в неделю. Общение с бойфрендом (родом он из Нидерландов) также стало более интенсивным. Еще недавно он занимался серфингом в Мексике, а теперь безвыездно находится в голландском городе Харлем, и поэтому они могут разговаривать чаще, признается девушка.

Ввиду того, что социальная жизнь в мире стала менее активной, сотрудники станции Тролль очень заняты, ведь теперь они могут принять участие во всех праздниках, которые их друзья дома устраивают в режиме онлайн.

Янсдоттер, к примеру, участвует в подобных вечеринках со своими друзьями из Норвегии и Нидерландов. А инженер-электрик Роальд Клингсхайм подключается к своей команде по паб-квизу бара Gnu в Ставангере (Норвегия), в компании которой он проводит время, когда возвращается домой.

«Это отличная возможность увидеть друзей, хотя немного странно, что все они находились у себя дома, а я здесь, на станции», — говорит он. 

Чтобы справиться с тоской по родине, люди часто привозят с собой что-то напоминающее им, откуда они родом. Алекс Сола, электрик со станции Тролль, привез с собой бунад – норвежский национальный костюм — со всеми атрибутами, включая жилет с вышивкой, шерстяные носки до колен и бриджи.    

im-176562.jpg
Алекс Сола, в норвежском национальном костюме бунад на антарктической станции Тролль.
ФОТО: ALEX SOLA

У Келли Хоган на станции есть игрушечная птичка, подаренная ее маленькой дочкой. Если надавить птичке на живот, она щебечет.

Совместные антарктические британско-норвежские базы впервые появились в 1899 году. В те годы Великобритания внесла большой вклад в исследование Антарктиды, однако норвежцы превзошли их, первыми достигнув в 1911 году географического Южного полюса.

Впервые исследовательская экспедиция провела зиму в Антарктиде в 1898 году, когда оказалась в ледовой ловушке. Майкл Смит, автор 10 книг о полярных экспедициях, рассказывает, что по возвращении домой два члена той бельгийской команды были признаны потерявшими рассудок.

В целом же, полярные исследователи достаточно хорошо переносили изоляцию, заполняя свое время рутинными занятиями, занимаясь спортом, да и просто потому, что они изначально были хорошо подготовленными, отмечает он.

В экспедиции 1908 года Эрнест Шеклтон привез с собой в Антарктиду печатный станок, так что члены его команды смогли выпустить свой собственный сборник стихов, историй и анекдотов под названием Aurora Australis. Исследователь Эдвард Парри, руководивший в 19 веке арктической экспедицией, состоявшей исключительно из мужчин, привез с собой женскую одежду, парики и косметику. Он использовал все это как реквизит для постановок, которые называл Королевским арктическим театром, рассказывает Смит.

im-176561.jpg
Ледолазание на исследовательской станции Тролль в Антарктике.
ФОТО: ARTHUR SNEKVIK

Впервые страсть к полярным экспедициям, которую она сама называет «полярным багом», у Янсдоттер проснулась в 2012 году, когда она работала шеф-поваром на круизном корабле, курсировавшем в районе Северного полюса.

В ноябре прошлого года девушка прибыла на станцию Тролль с целью провести здесь почти целый год.

По мере приближения зимы немногочисленные птицы, обитающие на Земле Королевы Мод (небольшая территория в Антарктиде, которую Норвегия объявила своей), улетели, и вокруг Тролля не осталось никаких диких животных.

Людям нужно научиться принимать окружающие условия, какими бы неприветливыми поначалу они не казались, говорит Янсдоттер. Девушка рассказывает, что когда солнце попадает на ледник, который она видит из окна своего офиса, он становится ярко-бирюзовым.

«На бескрайнем льду вы можете увидеть кривизну Земли, услышать, как двигается лед, трескается и стонет под вами», — говорит Янсдоттер, глядя из своего окна на бескрайние просторы Антарктиды. Когда погода позволяет, она  совершает небольшие походы и бывает в местах, где мало кто бывал до нее.