Итоговые документы прошедших независимо друг от друга внеочередных заседаний лидеров стран ЕАЭС и Совета сотрудничества тюркоязычных государств во многом перекликаются между собой. В обоих случаях речь идет о борьбе с коронавирусом и совместных действиях в условиях вероятного кризиса после пандемии. Эксперты «Курсива» несколько скептически смотрят на итоги обоих заседаний.
Несмотря на участие в экстренных совещаниях первых лиц государств, входящих в ЕАЭС и Тюркский Совет, нельзя сказать, что прошедшие в течение минувшей недели мероприятия вызвали какой-либо особый общественный интерес. Судить об этом можно хотя бы по реакции пользователей сети на публикации, которые были посвящены проведению обеих конференций в онлайн-режиме.
Почти не заметили
К примеру, опубликованной по итогам состоявшегося 10 апреля заседания лидеров Тюркского Совета Бакинской декларацией поделился в социальных сетях лишь один человек. Возможно потому, что полностью ее текст разместили только в Казахстане. Явно лучше дела оказались с просмотром видеоматериалов. Условный рекорд принадлежит репортажу узбекских журналистов об участии в саммите Тюркского Совета президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева – более 55 тысяч просмотров. Аналогичные телерепортажи об этом же мероприятии их коллег из других стран даже близко не смогли преодолеть условную планку в 10 тысяч просмотров.
Вряд ли можно назвать популярной и информацию о прошедшем 14 апреля столь же внеочередного и не менее экстренного онлайн-заседания лидеров стран ЕАЭС. Показательным является число пожелавших узнать, о чем говорил президент Путин своим коллегам по Евразийскому Союзу, воспользовавшись страницей российского «Первого канала» в видеохостинге YouTube. Всего 6 690 оригинальных просмотров при наличии 1,32 млн подписчиков.
Признания Гебрейесуса и странный кашель
Впрочем, не исключено, что причина низкого интереса к обоим саммитам даже со стороны экспертов, во время которых поднимались наиболее злободневные на текущий момент вопросы, кроется в не совсем привлекательных заголовках. Куда интереснее, если освещающие оба события СМИ больше обратили внимание, например, на слова главы ВОЗ Тедроса Гебрейесуса, рассказавшего главам Тюркского Совета о важности $800 млн пожертвований, выделенных организации на борьбу с коронавирусом. Среди них, по его словам, есть и миллионы долларов от правительств тюркоязычных государств. Или сделали в заголовках упор на предложение от белорусского президента Александра Лукашенко уже на саммите ЕАЭС отказаться от национального эгоизма, который ставит «под угрозу торговые отношения, кооперационные цепочки и трудовую миграцию». Это вместо того, чтобы действовать в условиях уже начавшегося кризиса сообща. И уж точно очень много просмотров было бы при упоминании о подозрительном кашле российского президента в ходе того же онлайн общения с партнерами по Евразийскому Союзу.
Другое дело, что на покашливание ранее посетившего клинику в Коммунарке Путина во время его рассуждений об опасности распространения коронавируса для населения и экономик стран ЕАЭС далеко не все могли обратить внимание. Телеканал «Россия-24», который было начал прямую трансляцию онлайн совещания первых руководителей стран-членов ЕАЭС, предварительно оборвав эфир пресс-конференции министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, очень скоро ее прервал. Позже в отличие от совещания глав Тюркского совета полную версию онлайн переговоров лидеров ЕАЭС в Интернет так и не выложили. Все выступления руководителей Евразийского союза почистили и порезали по суверенным кускам.
Корректировке подверглось и выступление российского президента. Причем, вместе с его обеспокоенностью по поводу волатильности глобальных финансовых и сырьевых рынков.
Один подход при разных мероприятиях
Кстати, следует отметить, что заседания обеих организаций по своему содержанию во многом были очень похожи между собой. Вначале каждый докладчик отмечал сложность текущей ситуации связанной с глобальным распространением вируса Covid-19. Затем следовал рассказ о том, насколько успешно страна борется с новой болезнью.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своем выступлении на видео-саммите Тюркского совета рассказал как его страна борется с пандемией (официально там не зафиксировано ни одного случая заражения).
«В Туркменистане был своевременно принят комплекс мер, направленных на предупреждение распространения инфекции нового типа – коронавируса Covid-19. В частности, было поэтапное укрепление пограничного, миграционного и таможенного режимов. Одновременно были введены объективно продиктованные ситуацией ограничения на воздушное сообщение Туркменистана с зарубежными странами», — сообщил Бердымухамедов, добавив, что санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране стабильна и находится под контролем.
После чего на обоих саммитах каждый из модераторов призывал партнеров по организациям объединиться перед угрозой предстоящего вслед за пандемией финансово-экономического кризиса.
«По прогнозам экспертов, мировой ВВП в 2020 году может снизиться более чем на 2%. При этом ВВП США и Еврозоны снизятся на 3,3% и 4,2% соответственно. Рост экономики Китая прогнозируется на уровне менее 2%. То есть падение составит около 4%», — предупредил в частности партнеров по ЕАЭС президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Естественно эта общность в выступлениях нашла свое отражение и в итоговых документах впервые проведенных в онлайн режиме саммитов. И в Тюркском Совете, и в ЕАЭС пришли к выводу, что в рамках борьбы с пандемией Covid-19 необходимо проводить совместные научные исследования и оказывать помощь друг другу через тесное сотрудничество между министерства здравоохранения и совершенствование алгоритмов взаимодействия. Намерены в обеих организациях и сохранить стабильность торгово-экономических и транспортных отношений, которые будут способствовать беспроблемному функционированию продовольственного рынка и развитию бизнеса в условиях преодоления последствий пандемии.
Похоже на біргеміз
Между тем опрошенные «Курсивом» эксперты из разных стран несколько скептически отнеслись к итогам саммитов обеих организаций. По мнению руководителя расположенного в Бишкеке аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрия Орлова, оба мероприятия вряд ли достигли поставленных их организаторами задач. «Судя по обрывкам выступлений участников обоих видео-саммитов, которые показали нам СМИ, каждая сторона пыталась выторговать себе наиболее выгодные условия существования хотя бы в краткосрочной перспективе. Но, похоже, сделать это не удалось. Все остались на своих местах», — заметил в беседе с «Курсивом» Дмитрий Орлов.
Схожего мнения придерживается и бывший дипломат из Казахстана Казбек Бейсебаев.
«Ничего особенного в обоих мероприятиях я так и не заметил. Вроде страны договорились о совместных действиях. Вроде как біргемiз на международном уровне. По идее, так и должно быть. Но вот как все вместе будут последствия пандемии преодолевать – не знаю. Думаю, что каждый делать это будет самостоятельно», — поделился своей точкой зрения Казбек Бейсебаев.
Более оптимистичный взгляд ближайшее будущее у директора ташкентского Центра экономического развития Юлия Юсупова. В частности он уверен, что нашим странам удастся избежать голода, о вероятности возникновения которого вследствие предстоящей рецессии экономики говорилось и в публикациях, посвященных обоим прошедшим саммитам.
«Голода никакого не будет. Это только если отдельные правительства очень и очень постараются, тогда могут добиться его для своих народов. Что касается спада мировой экономики, то он уже начался. Но все зависит от продолжительности карантина. Если карантинные меры ограничатся ближайшими 1-2 месяцами, и более не будут продлеваться, то экономики наших стран быстро восстановятся. Хотя 2020 год у всех будет с отрицательным ростом», — подчеркнул в своем комментарии Юлий Юсупов.
В завершении хотелось бы обратить внимание на одну интересную деталь. Возможно это и совпадение, но в период с 11 по 15 апреля во всех странах, входящих в Совет тюркоязычных государств и Евразийский экономический союз было объявлено о продлении режима карантина до 30 апреля текущего года.
Исключением является Республика Беларусь, которая так и ввела повсеместный карантин, ограничившись режимом обязательной двухнедельной самоизоляции для всех без исключения людей прибывающих из-за рубежа.