Ресурсы

Как академик Алшынбай Рахишев принес в мировую науку лазерную медицину

Его исследования стали эволюционным прорывом

В двадцатом веке люди стали свидетелями величайших открытий в самых разных отраслях. Многие достижения кардинально изменили нашу жизнь. А ведь за каждым из них стоят конкретные люди, чьи имена не только вошли в историю, но и стали национальным достоянием своих стран, да и мира в целом.

Пандемия COVID-19 заставила обывателя обратить внимание на медиков, которые стоят на первом фронте борьбы с последствиями вируса. За каждым великим именем стоит история.  

Вслед за Бородиным

Алшынбай Рахишевич Рахишев  знаменитый врач, доктор медицинских наук, профессор, академик Национальной академии РК, стал настоящей легендой в мировой медицинской науке. Его непростой жизненный путь – яркий пример трудолюбия и упорства, ведь о таких, как он, сегодня принято говорить «человек, который сделал себя сам».

Фото из личного архива Алшынбая Рахишева

Алшынбай Рахишев родился в 1931 году в отдаленном каркаралинском ауле Карагандинской области. Его детство и юность пришлись на непростые для всех годы, но именно это время стало определяющим в жизни ученого.

Главными увлечениями юного Алшынбая были книги и музыка. Вдохновившись произведениями композитора Александра Бородина, который был еще и химиком, Рахишев с первого раза поступил в консерваторию и на химфак КазГУ. Однако повторить путь музыканта Алшынбаю было не суждено. Из-за болезни ему пришлось уйти в академический отпуск, а через год он уже поступил в Карагандинский медицинский институт.
 
С первого курса Алшынбай Рахишев был полностью погружен в науку. Его усердие в обучении заметил ректор вуза, профессор Петр Поспелов, который и настоял на том, чтобы выпускник Рахишев продолжил заниматься наукой. «Учись и многого достигнешь», — вспоминает Алшынбай Рахишевич слова Поспелова, которого ученый считает своим вторым отцом.

Трудности перевода

После поступления в 1958 году в аспирантуру Рахишев открывает для себя мир большой науки, служению которой он посвятил всю свою жизнь. А начал он с того, что первым из казахстанских ученых взялся за написание Казахско-русско-латинского словаря анатомических терминов. В свободное время от аспирантуры он собирал слова, переводил с латыни на родной язык, работал с лингвистами и филологами. И вот долгожданное событие – в 1963 году вышел первый том словаря, а через три года – вторая книга.

Фото из личного архива Алшынбая Рахишева

«Казахстанская правда» в 1960-х годах посвятила выходу книги и ее автору заметку с такими словами: «Воспитанник карагандинского института Алшинбай Рахишев еще на студенческой скамье увлекся идеей создания такого словаря. По собственному опыту знал он, как тяжело дается латинская терминология выпускникам национальных школ».

Кандидат в Целиноград

Свою диссертацию Рахишев защитил в 1961 году, став кандидатом медицинских наук. Вскоре молодого ученого направили проректором по учебной работе и заведующим кафедры нормальной анатомии нового медицинского института в Целинограде.

Фото из личного архива Алшынбая Рахишева

Но, как известно, административная деятельность и наука часто бывают несовместимы, тем более что в планах у Рахишева были новые исследования и написание докторской диссертации. Именно за этим Алшынбай Рахишевич отправляется в Институт физиологии им. И.П. Павлова в Ленинграде. На протяжении нескольких лет он работает старшим научным сотрудником под руководством именитых советских ученых. Результатом этой кропотливой работы стала защита в 1969 году докторской диссертации на тему «Строение и источники формирования тазового сплетения» и получение звания профессор.

Уважение от студентов

Вернувшись в Казахстан, новым местом работы ученого стал Алмаатинский мединститут, где долгие годы он трудился проректором по учебной части. Несмотря на высокую занятость в научной деятельности, профессор Рахишев курировал студентов, которые спустя десятилетия вспоминают о своем учителе. Многие из них сегодня большие научные и политические деятели Казахстана и других стран.

Фото из личного архива Алшынбая Рахишева

Доктор медицинских наук, профессор Азат Абдрахманов познакомился с Алшынбаем Рахишевым на 4-ом курсе обучения в АГМИ. «Я был отличником учебы и одновременно исполнял общественные функции руководителя студенческой профсоюзной организации. На одном из заседаний ректората я подверг резкой критике проректора по административно-хозяйственной работе за плохое решение вопросов, связанных с проживанием студентов в общежитиях, и внес свои предложения. На следующий день Алшынбай Рахишевич пригласил меня к себе в кабинет. Я, конечно, ожидал, что он сделает мне внушение, потому что я практически подверг критике работу ректората института. Однако, он поддержал меня, дал практические советы и рекомендовал дальше защищать интересы студенчества», — поделился воспоминаниями Азат Абдрахманов.

С 1978 года профессор Рахишев возглавил кафедру нормальной анатомии Алматинского мединститута. Буквально за 3-4 года ему удалось собрать блестящую команду из десятка талантливых молодых ученых-выпускников этого мединститута. Азат Абдрахманов также был среди них. «Я хотел продолжать работу под руководством Алшынбая Рахишевича. Я посоветовался с отцом, и он мне сказал, что надо выбирать не кафедру, а научного руководителя, человека, который уже стал моим учителем по жизни», — вспоминает профессор Абдрахманов.

Мировой ученый

В начале 1970-х годов в советской медицине началось активное исследование лазерного излучения. Научная мода не обошла стороной и мединститут АГМИ. Молодые ученые выдвигали гипотезы применения этой технологии в лечении разных органов. Однако все это было лишь в теории и без доказательной базы.

Фото из личного архива Алшынбая Рахишева

Тогда профессор Рахишев решил сам начать экспериментировать с лазерным излучением. Результаты опытов Алшынбая Рахишевича оказались феноменальными. Ученый впервые в мире экспериментально доказал стимулирующий эффект низкоэнергетических газовых лазеров на нервную и сосудистую системы человека. Эти исследования стали эволюционным прорывом в мировой медицинской науке, который поставил лазерное излучение на службу здоровью человека.

Однако для советских ученых в то время успешный эксперимент еще не означал признание их открытий научным сообществом страны. Чтобы запатентовать свое изобретение, нужно было пройти большое число согласований и других бюрократических процедур. К слову, патент на собственное изобретение профессор получил лишь в 1994 году. А тогда Рахишев не стал отправлять свои идеи в Москву. Он собрал конференцию морфологов Казахстана, где представил результаты исследований. 

Его открытия получили не только профессиональное признание, но и вызвали большой интерес среди коллег. Вскоре Алшынбай Рахишевич докладывал о результатах своих опытов уже на Всесоюзном съезде анатомов в Ташкенте.

Доктор медицинских наук, профессор Лидия Зазулевская вспоминает период работы с Рахишевым. «Поступив на работу в КГМИ на кафедру терапевтической стоматологии, я начала заниматься разработкой и внедрением гелий-неонового лазера в комплексную терапию заболеваний слизистой рта и пародонта, — говорит Лидия Яковлевна, — Совместная работа с Алшынбаем Рахишевичем над изучением влияния лазерного излучения на органы полости рта сблизила нас творчески: нами были разработаны и запатентованы множество идей».  
 
Достижения ученого из Казахстана обсуждались не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Его приглашали выступить на международных конгрессах в Токио и Мехико. А в 1980 году в Париже профессор Рахишев был избран почетным президентом Всемирной ассоциации по изучению применения мягкого лазерного излучения в медицине. Под его руководством на кафедре нормальной анатомии АГМИ была сформирована рабочая группа по исследованию мягкого лазера.

«В мои студенческие годы меня особо впечатлили работы Алшынбая Рахишева в области действия лазера на биологические ткани, — вспоминает профессор, доктор медицинских наук, завкафедрой терапевтической стоматологии КазНМУ Серик Жолдыбаев. — Настолько популярно, интересно и захватывающе были описаны и объяснены сложнейшие процессы, происходящие на клеточном и субклеточном уровнях. Наверное, это и стало отправным пунктом в моей научной деятельности».

Чужой среди своих

Казалось бы, такой триумф должен иметь только лучшее продолжение в карьере казахстанского ученого. Однако вместо признания его заслуг и дальнейшей работы над своими исследованиями впереди Рахишева ждали непростые годы.

Партийной номенклатуре было все равно на заслуги и достижения ученого, их не интересовали исследования, которые двигали советскую медицину вперед, им нужна была жертва. Сначала Рахишева без соблюдения каких-либо правил и норм исключают из партии. А затем своей базы на кафедре нормальной анатомии АГМИ лишается рабочая группа по изучению мягкого лазера, созданная после конференции в Париже.
 
С опальными профессорами перестали общаться коллеги и те, кто когда-то называл его своим другом. Ученого лишили возможности работать и обучать новых аспирантов. Затем профессора Рахишева, который являлся почетным президентом Всемирной ассоциации по изучению мягкого лазера в медицине, перестали выпускать за границу.
 
«Так как исследования лазера в СССР существенно шире, чем в других странах, необходимо пригласить Вас, выдающегося медика из Советского Союза, как докладчика и председателя заседания», — говорится в телеграмме-приглашении на международный конгресс Ассоциации в Пальма-де-Майорка в 1982 году. Рахишева на этот и другие международные форумы так и не пустили. Профессор с мировым именем, чьи заслуги были высоко оценены медицинским сообществом планеты, оказался чужим в своей стране.

К сожалению, такое отношение чиновников не могло не сказаться на работе ученого. Вместо научной деятельности ему приходилось тратить много времени на бессмысленные объяснительные беседы с партийной номенклатурой. Многочисленные запреты и препоны отразились не только на деятельности Рахишева и его учеников, но и отбросили советскую медицинскую науку на много лет назад.

Снова первый

Несмотря на все трудности и порой полную безысходность, Алшынбай Рахишевич продолжал работать. Он добился, чтобы группа, созданная при кафедре нормальной анатомии АГМИ, обрела новую прописку в ведущем академическом центре того времени – Институте ядерной физики академии наук Казахской ССР. Открытие этой лаборатории стало грандиозным достижением, поскольку медицинская наука тогда являлась отраслевым направлением в системе Минздрава. Возглавить этот центр Рахишев пригласил своего ученика Азата Абдрахманова.
 
«Это новое подразделение трудно было назвать научной лабораторией, ведь там кроме одного старого стола, сломанного стула и 5,5 штатных единиц ничего не было», — вспоминает профессор Абдрахманов.
 
За несколько лет лаборатория приросла десятком новых помещений, приобрела современное оборудование и получила возможность проводить исследования ионизирующих излучений на центральную нервную систему. 

Вместе с коллегами-физиками и конструкторами ученые центра Рахишева впервые в республике провели опытно-конструкторские работы по созданию оборудования для биологического канала атомного реактора. Лаборатория сотрудничала с ведущими научными центрами страны, результатом взаимодействия стали многочисленные исследования, которые положили начало большому количеству открытий.
 
С началом перестройки отношение к ученому изменилось. Его восстановили в партии и сняли все необоснованные обвинения. Профессор смог спокойно заниматься научной работой.

«Просто я патриот»

Своей профессорско-преподавательской деятельностью доктор медицинских наук Алшынбай Рахишев внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие науки. Он смог подготовить специалистов, которые сегодня продолжают заниматься фундаментальными исследованиями. Под его руководством были защищены 30 кандидатских и докторских диссертаций. Рахишев стал автором 150 научных работ и 10 мнографий.

Фото из личного архива Алшынбая Рахишева

Передав знания и опыт, Алшынбай Рахишевич сосредоточился на том, с чего он начинал свою научную деятельность. Ученый занялся формированием и унификацией национальной анатомической медицинской терминологии.

В конце 1990-х уже в ранге академика Алшынбай Рахишев руководил программой «Научные основы разработки и внедрения казахской медицинской терминологии в учебном процессе». В 2004 году он возглавил терминологическую комиссию при Минздраве РК. Алшынбай Рахишевич стал автором учебника «Анатомия человека», изданного в двух томах на государственном языке. А чуть позже под его руководством вышел четырехтомник «Атлас анатомии человека», который по сути стал трехязычным словарем.

В одном из интервью Рахишев, отвечая на вопрос о его интересе к работе с терминологией, сказал: «Просто я патриот и очень люблю свой язык, народ, и так было всегда».