Национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров, планируется построить на условиях бюджетного финансирования и государственно-частного партнерства (ГЧП) в республике к 2022 году. Она позволит хранить и проводить 4,8 млн тонн продукции в год.
В настоящее время 19% овощей гниют на складах. Об этом на заседании правительства 28 апреля сообщил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
«Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд тенге… Для строительства объектов будут привлекаться отечественные проектные и строительные компании. В целом мы разработали и предлагаем механизмы полного ввода к 2022 году мощностей в общем объеме 4,8 млн тонн в год», – сказал он.
Создание товаропроводящей системы позволит привлечь и обеспечить рабочими местами около 10,5 тыс. специалистов, в том числе на период строительства 4,2 тыс., эксплуатации объектов – 6,3 тыс. специалистов.
Ввод в строй товаропроводящей системы, по словам министра, полностью покроет дефицит мощностей и создаст условия для последующей экспортной экспансии.
Минторговли уже отработало с акиматами вопросы выделения земельных участков для первых двух этапов проекта. «По остальным 15 объектам в кратчайшие сроки будут проводиться работы», – сказал Султанов.
На первом этапе планируется строительство пяти оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях.
«В них мы хотели бы «поймать» осенний урожай текущего года на объектах общей мощностью 600 тыс. тонн. Этим и обусловлено применение бюджетного механизма», – отметил министр.
В последующие два этапа, учитывая ограниченные возможности республиканского бюджета, а также масштабы оптово-распределительных центров, эффективным способом привлечения инвестиций является применение механизма ГЧП.
По данным министерства сельского хозяйства дефицит по стране овощехранилищ составляет около 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%.
Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют около 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции.
Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране насчитывается 750 торговых рынков, большая часть которых (51%) является нестационарными. При этом ни один из рынков не соответствует современным требованиям. Современные разгрузки, позволяющие быстро загружать товары (сейчас его называют «кросс-док»), и отсутствие температурных складов оказывают непосредственное влияние на цену.
«И, конечно же, на действующих рынках нет информационной системы по отслеживанию товаропотоков. При этом механизм доступа производителей к прилавкам создает основу искаженного ценообразования, несправедливых торговых наценок и необоснованного роста цен в определенные периоды. Ажиотаж при введении карантина в наших городах наглядно оголил эти проблемы», – сказал Султанов.