В пивной индустрии бьют тревогу: миллионы литров пива скоро испортятся
Из-за пандемии COVID-19 закрыты стадионы, концертные залы, рестораны и бары, а это значит, что там застряли миллионы литров непроданного пива, которое скоро может испортиться. Пивная индустрия столкнулась со сложной задачей: что делать со всем этим пенным напитком, который теперь никому не нужен?
Американские бары закрылись накануне двух крупнейших мероприятий, во время которых растет потребление пива: дня святого Патрика и баскетбольного чемпионата «Мартовское безумие». Пиво, предназначенное для этих мероприятий, сейчас портится в закрытых заведениях, а пивовары пытаются получить его обратно, чтобы разлить по кегам свежий напиток до того, как отменят карантин. Как отмечают отраслевые руководители, разливное пиво обычно остается свежим в течение от двух до шести месяцев.
«Это худшее, что могло произойти с разливным пивом, – говорит Крейг Персер, глава Национальной ассоциации оптовых торговцев пивом (NBWA). – Никогда раньше у нас не было сбоя в работе такого масштаба, когда весь товар завис на точках».
Многие отрасли столкнулись с похожей дилеммой: что делать с избытком предложения, когда мировая экономика вошла в рецессию, а по всему миру бушует смертоносный вирус? Круизные лайнеры стоят в море без единого пассажира на борту. Авиакомпании ищут, где бы припарковать все свои самолеты, которые вынуждены простаивать на земле. Трейдеры сырьевых рынков высматривают плавучие супертанкеры для хранения излишков сырой нефти.
Особенно разрушительным вирус оказался для производителей продуктов питания и напитков, которые пытаются перенастроить цепочки поставок так, чтобы удовлетворить растущий на фоне пандемии спрос. Из-за того, что по всей стране закрылись рестораны, школы и офисы, производителям пришлось избавляться от тонн овощей и мяса, поскольку эти продукты не так просто перенаправить на продажу в розничные магазины. Фермеры уничтожают гектары овощной продукции, выливают молоко и снижают поголовье кур с целью ограничить предложение, избыток которого может негативно отразиться на ценах в предстоящие месяцы.
Проблемы пивной индустрии начались в марте: по оценке NBWA, только в этом месяце в закрытых заведениях застряло около 37,8 млн литров пива (почти миллион кегов). Еще больше пива застряло на складах дистрибьюторов, в транзитных зонах на пути из других стран и на пивоваренных заводах. Согласно NBWA, потери индустрии из-за нераспроданного и портящегося пива могут составить до $1 млрд.
Просто вылить неиспользованный пенный напиток тоже не получится. По экологическим нормам нельзя сливать в канализацию или в реки большие объемы пива, так как это может нарушить кислотно-щелочной баланс водной среды, понизить содержание кислорода в воде и способствовать размножению вредных бактерий. До того, как производители и дистрибьюторы решат, что делать с несвежим пивом, они должны сначала получить доступ к десяткам тысяч закрытых заведений, вытащить тяжелые кеги из погребов и правильно распределить пустые и полные кеги на грузовиках для последующей безопасной транспортировки.
«Это щекотливый вопрос, так как ни одно из наших предприятий не готово к возврату огромных объемов пива. Для транспортировки полных кегов нужно в три раза больше грузовиков, чем для пустых», – говорит Дэн Ворлаж, руководитель отдела маркетинга денверской компании MicroStar Logistics, которая специализируется на перевозке пивных кегов.
MicroStar (среди ее клиентов тысяча производителей пива) планирует обработать пиво антивспенивающим веществом и сбалансировать его кислотность, а затем отправить его в местные водохозяйственные органы для дальнейшего тестирования и обработки, прежде чем его можно будет сбросить в водные каналы.
Пивовары и другие владельцы кегов говорят, что тоже хотят поскорее получить свою тару обратно (стоимость кегов составляет $100-120 за штуку) на случай затянувшейся процедуры банкротства.
Еще один предмет спора – кто в итоге заплатит за все оставшееся пиво? Diageo (производитель пива «Гиннесс»), Anheuser Busch InBev (производитель пива Budweiser) и Constellation Brands (владелец марки Modelo) оказались в числе компаний, которые выразили готовность разделить потери вместе со своими дистрибьюторами, чтобы не взваливать эти расходы на бары и рестораны. AB InBev и Constellation также временно продлили срок хранения своего разливного пива, чтобы выиграть больше времени для утилизации избытков несвежего напитка.
«Мы опасаемся, что многие заведения закроются и не откроются вновь – у них очень низкая маржинальность», – отмечает Боб Пиз, глава Ассоциации пивоваров. Эта организация представляет интересы малых и средних по размеру пивоварен, которые обычно реализуют свою продукцию через бары, а не магазины спиртных напитков.
В скором будущем производители и дистрибьюторы разливного пива могут столкнуться с еще большими проблемами, так как крупные спортивные мероприятия лета были отложены или вовсе отменены, из-за чего спрос в предстоящие месяцы останется низким. Сезон высшей бейсбольной лиги откладывается, футбольные матчи в Европе приостановлены, в июле не состоятся Летние Олимпийские игры в Токио. Когда барам и ресторанам разрешат вновь распахнуть свои двери, как ожидается, их заполняемость будет меньше.
По данным отраслевой аналитической фирмы IWSR, в Великобритании под угрозой находится еще большая доля пива, поскольку 49% общего объема пива здесь потребляется в пабах, ресторанах и барах, в то время как в США – только 20%. Согласно оценке независимой потребительской организации CAMRA («Кампания за настоящий эль»), пропасть может порядка 24 млн литров пива.
Во многих пабах продается бочковый эль – традиционное британское пиво, произведенное верховым брожением, которое часто употребляют при комнатной температуре. Срок хранения эля меньше, чем у большинства видов пива. По словам Мэтта Тодда, владельца деревенского паба Wonston Arms в юго-восточной части Великобритании, в закрытом виде эль хранится около месяца, но после открытия сохраняет свежесть не больше нескольких дней. «Это как бомба замедленного действия», – отмечает он.
Когда пабы Великобритании были вынуждены закрыться, Тодд создал сайт, предлагающий доставку эля на дом, чтобы продать имеющиеся у него запасы до истечения срока хранения. Из-за высокого спроса он теперь закупает новые запасы и развозит местным покупателям маленькие кеги и бутыли с элем.
«Я подумал: «Отлично, я доставлю паб людям на дом», – говорит Тодд, который сейчас получает 60% своего еженедельного дохода благодаря доставке. Он возит в своем фургоне табурет, чтобы можно было остановиться поболтать с пожилыми покупателями.
Мэтт Тодд разговаривает с покупателем после доставки эля на дом. Фото: Lisa Faye Broadhead
У некоторых производителей уже есть план относительно того, что делать с просроченным пивом. Пивоваренная компания Boston Beer, владеющая маркой Samuel Adams, давно использует пиво для производства этанола для бензина, который затем можно перепродать другим покупателям. Основатель компании Джим Кох говорит, что Boston Beer расширит эту практику, поскольку ожидается рост объемов пива на переработку.
Нью-йоркские пивоварни Montauk Brewing и Blue Point Brewing (принадлежит AB InBev) адаптируются к ситуации иначе. Обе компании стали больше разливать свежее пиво в банки, чтобы продавать их в продуктовых и ликеро-водочных магазинах, где спрос по-прежнему высокий. Пиво, у которого истек срок годности или которое нельзя доставить в точки продаж, они отправляют в крафтовую винокурню по соседству, Better Man Distilling. Там из него делают антисептик для рук. В винокурне, которая обычно производит водку, джин и белый виски, утверждают, что из пива антисептик можно изготовить гораздо быстрее (несмотря на то, что выход этанола ниже), чем при затирании и брожении кукурузы с нуля.
Кеги с пивом Montauk Brewing по пути в винокурню, где из него сделают антисептик для рук. Фото: Montauk Brewing Company
Для производителя D.G. Yuengling & Son отправлять фирменное пиво Yuengling на переработку – это не выход, поскольку, как отмечает операционный директор компании Дэвид Казинелли, объемы слишком велики. Компания, у которой в барах и ресторанах застряло пива на несколько миллионов долларов, ищет сторонних логистических операторов, чтобы они безопасным образом утилизовали пиво.
«С каждой неделей портится все больше пива», – говорит Казинелли. Он беспокоится, что даже то пиво, у которого еще не истек срок хранения в 60 дней, может испортиться, если его неправильно хранить в закрытых заведениях. «Возможно, кеги стоят в тепле. Мы понятия не имеем о том, что там происходит с нашим пивом», – признается он.