Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует падение ВВП Казахстана на 3% в 2020 году на фоне более низких цен на сырье, запланированного сокращения объёмов добычи нефти и воздействия мер по изоляции. Об этом говорится в макроэкономическом отчете банка.
Банк ожидает, что в 2021 году рост национальной экономики составит 5,5% после частичного восстановления цен на нефть и возобновления внутреннего спроса к середине года. Банковский сектор является ликвидным, и кредитование экономики в основном ограничено повышенной оценкой рисков кредиторами. В отчете говорится, что правительство действовало быстро, чтобы помочь пострадавшим предприятиям и домашним хозяйствам. Нынешний кризис может «создать условия для диверсификации экономики от чрезмерной зависимости от нефтегазового сектора».
Главный экономист ЕБРР Беата Яворчик говорит, что в то время, когда мир выходит из состояния кризиса, очень важно говорить о формате будущего сотрудничества и об устойчивости экономики.
«Кризис больно «ударил» по нам и выходить из этого состояния будет сложно. Не время заниматься экономическим национализмом и протекционизмом, напротив, следует думать о будущем, договариваясь о свободной торговле, об ограничении факторов, влияющих на изменение климата, и об экономическом сотрудничестве», – говорит она.
Основной сценарий, который рассматривает ЕБРР, предполагает постепенное ослабление мер по сдерживанию вируса на внутригосударственном уровне и возврат к прежней жизни во второй половине года. Также сценарий предусматривает умеренное влияние кризиса на долгосрочную траекторию ВВП с восстановлением роста к концу третьего квартала, но с потенциально значительными долгосрочными экономическими, политическими и социальными последствиями.
В среднем ВВП стран Центральной Азии, на экономику которых негативно повлияло падение цен на товарно-сырьевую продукцию и объема денежных переводов, сократится в этом году на 1,2%, однако в 2021 году в них ожидается рост 5,8%.
Казахстан и Узбекистан используют накопленные ресурсы для значительного стимулирования своих экономик. В то же время менее мощным странам – таким, как Кыргызская Республика, Монголия и Таджикистан – приходится тяжелее из-за чрезвычайно ограниченных бюджетных возможностей и значительного размера долга.
Напомним, на заседании правительства 12 мая министр национальной экономики Руслан Даленов рассказал, что производство услуг в январе-апреле сократилось на 4%. Несмотря на рост производства товаров на 5,8%, это привело к снижению ВВП на 0,2%.