В первую неделю мая акции американских компаний зафиксировали наибольшее недельное падение в процентном выражении за последние два месяца. Это может означать, что еще недавний прирост находится в шаге от того, что аналитики расценивают как затяжной и болезненный период восстановления.
Хотя многие инвесторы по-прежнему надеются, что меры центробанков и правительств по стимулированию экономики помогут снизить давление на мировую экономику, постепенно растет убеждение, что кризис, возникший из-за пандемии коронавируса, продлится дольше, чем ожидалось. Эти подозрения усиливаются из-за опасений по поводу того, что карантин может затянуться либо меры по стимулированию экономики окажутся неэффективными и не будут адекватными росту безработицы и количества неработающих предприятий и организаций.
На прошлой неделе индекс S&P 500 упал на 2,3%, зафиксировав, таким образом, крупнейший недельный спад с момента пика волатильности в середине марта. С этого месяца фондовый рынок отыграл назад 28% от своего многолетнего минимума, но он все еще на 15% ниже февральских показателей.
Многие инвесторы считают, что не стоит акцентировать на этом слишком много внимания. Рынки всего лишь в нескольких месяцах от того, что может оказаться затяжным кризисом вкупе с самым глубоким экономическим спадом в США со времен Великой депрессии.
«Для экономики это своего рода марафон на пути к тому, что было до кризиса», – говорит Мона Махаджян, инвестиционный стратег по американскому рынку компании Allianz Global Investors.
Во время последнего финансового кризиса в период между пиком в октябре 2007 года и нижней точкой в марте 2009 года акции компаний несколько раз росли и падали в цене. Это нивелировало первые признаки набирающего силу ипотечного кризиса, но лишь для того, чтобы он разразился несколькими месяцами позже. Рыночные колебания, включая 24%-ный рост, сохранялись до конца 2008 года, затем акции снова рухнули, достигнув дна в марте 2009 года.
Как отмечают многие аналитики, скорость текущих изменений на рынке, как и глубина экономического спада, делает коронавирусный кризис уникальным, что лишь усугубляет трудности прогнозирования будущего развития фондового рынка.
«Большой объем информации по-прежнему должен проходить через рынки. И этот путь, скажем прямо, будет непростым», – говорит Нела Ричардсон, инвестиционный стратег фирмы Edward Jones.
На этой неделе инвесторы отслеживали еженедельные данные по заявкам на пособие по безработице (чтобы оценить уровень безработицы в США), а также индексы менеджеров по закупкам компании IHS Markit, которые позволяют оценить активность в таких сегментах экономики, как услуги и производство. Доходы гигантов розничной торговли, включая Walmart Inc. и Home Depot Inc., также находятся в центре внимания инвесторов.
На позапрошлой неделе акции компаний, чувствительных к состоянию экономики, продемонстрировали наихудший результат. Так, промышленный и финансовый секторы индекса S&P 500 потеряли 5,7% и более. Акции Bank of America Corp. и машиностроительной компании Deere & Co. снизились 9 и 8% соответственно. Компании, зависимые от самочувствия экономики, столкнулись с ростом безработицы, а также с тем, что миллионы людей начали соблюдать правила социального дистанцирования.
Недавнее падение акций компаний в цене произошло сразу после того, как Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США, выступил против поспешного вывода экономики из карантина. Глава Федеральной резервной системы Джером Пауэлл также считает, что перспективы экономического роста «крайне неопределенные», и для его обеспечения, заявляет он, могут потребоваться дополнительные стимулирующие меры со стороны Конгресса.
В пятницу палата представителей незначительным большинством голосов приняла законопроект о пакете стимулирующих мер на сумму $3 трлн, однако лидеры Республиканской партии уже заявили, что он не имеет шансов на одобрение в Сенате, где республиканцев большинство.
Инвесторы ожидают, что быстрорастущие технологические компании, которые обеспечили недавний всплеск роста на рынке, продолжат поддерживать рост основных индексов. По мнению ряда инвесторов, из-за сверхнизких процентных ставок по всему миру акциям крупных технологических компаний сегодня практически нет другой альтернативы, тем более что эти компании способны наращивать продажи даже в условиях, когда потребители не выходят из дома. Впрочем, некоторые аналитики предупреждают, что в случае затяжного кризиса пострадать могут даже такие компании, как Apple Inc. или Microsoft Corp.
Фирмы из самых разных отраслей были вынуждены сократить свои расходы и пересмотреть прогноз по прибыли, что может представлять долгосрочную угрозу для роста цены акций. Согласно анализу стенограмм конференц-звонков (за период до 11 мая), посвященных итогам I квартала, который провел инвестиционный банк Goldman Sachs Group, 180 компаний из списка S&P 500 обсуждали вопрос об отзыве своих финансовых прогнозов.
«Здесь слишком много «если», поэтому мы просто не знаем, что произойдет дальше», – заявил в прошлом месяце Дэвид Абни, генеральный директор United Parcel Service Inc., во время конференц-звонка по финансовым итогам деятельности компании.
Свои расходы сократила и компания UPS, также приостановив на год обратный выкуп акций с целью защитить свое финансовое положение. И это несмотря на то, что число доставок на дом, которые осуществляет компания, значительно возросло. На прошлой неделе акции компании упали в цене на 4%.
Годовой прогноз по прибыли снизился по всем секторам, однако аналитики считают, что широкая вариативность результатов затрудняет интерпретацию таких прогнозов.
В апреле индекс глобальной неопределенности экономической политики, разработанный профессорами Северо-Западного, Стэнфордского и Чикагского университетов, поднялся до максимального уровня за всю историю наблюдений начиная с 1997 года.
Тем не менее ряд инвесторов продолжают сохранять оптимизм в отношении эффективности мер экономического стимулирования. По их мнению, эти меры в конечном счете помогут крупным компаниям сохранить прибыль вне зависимости от того, как долго продлится кризис. Надежда на это сохраняется даже с появлением новых данных о масштабах экономического ущерба.
«Сейчас все меньше и меньше людей рассматривают процесс восстановления экономики как букву V», – отмечает Нела Ричардсон, подразумевая тот факт, что еще совсем недавно все надеялись на быстрый выход из кризиса.
Перевод с английского языка – Танат Кожманов.