За последние 20 лет из Казахстана в зарубежные оффшоры было выведено около $140 миллиардов. Республика предпринимала усилия по возврату этих средств, однако они оказались тщетными. За последние пять лет по фактам вывода капитала за рубеж было заведено 238 уголовных дел, но ни одно расследование не позволило вернуть деньги. С соответствующим запросом по наличию или отсутствию планов по мониторингу оттока капитала за границу к премьер-министру Аскару Мамину и председателю Национального банка Ерболату Досаеву обратилась на пленарном заседании палаты 28 мая депутат сената парламента Ольга Перепечина.
По ее словам, проблема утечки капиталов из Казахстана имеет высокую актуальность, так как создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности республики. Особую остроту, считает депутат, вопрос приобрел в момент пандемии коронавирусной инфекции.
«Мы не располагаем точными данными о суммах вывода капитала за рубеж, так как у нас отсутствует единая система мониторинга и оценки. Государством не проводятся соответствующие исследования, поэтому мы вынуждены обращаться к оценкам экспертных организаций. Согласно международной организации Tax Justice Network, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в офшорные зоны составил порядка 140 миллиардов долларов», — заявила депутат.
В 2015-2019 годы в производстве комитета по финансовому мониторингу министерства финансов по фактам невыполнения требований репатриации национальной и иностранной валюты было зарегистрировано 238 уголовных дел. Прекращено по реабилитирующим основаниям 238 дел, а в суд было направлено три уголовных дела. Из числа 238 прекращенных 170 дел прекращено в связи с «отсутствием в деянии состава правонарушения».
«То есть факт вывода капитала за границу есть, однако этот факт национальным законодательством не квалифицируется как правонарушение», — отметила Перепечина.
В рамках трех дел, дошедших до суда, вопрос возврата денежных средств также не рассматривался, так как в Уголовно-процессуальном кодексе обязательства по возврату денег не предусмотрены.
Депутат отметила сложность доказательства изначального умысла по выводу денег из страны. Субъекты, чей умысел изначально был направлен на невозвращение денег из-за границы, готовят гарантийное письмо, формально подтверждающее будущее исполнение контракта. Это вкупе с инициацией претензионно-исковых работ приводит к невозможности доказать прямой умысел вывести деньги из страны.
Таким образом, по ее мнению, действующая система противодействия незаконному выводу капитала несовершенна. При этом национальное законодательство допускает использование множества легальных способов вывода денежных средств за границу и даже при выявлении факта незаконного вывода капитала не предусмотрены обязательства по возврату выведенных за рубеж средств.