Продуктовые базары и супермаркеты Узбекистана на время пандемии остались одними из немногих мест, где продолжала кипеть жизнь. С момента появления первого заразившегося Covid-19 в РУз розничная торговля не останавливалась ни на минуту. Решением Специальной республиканской комиссии базарам наряду с продуктовыми магазинами и торговыми сетями разрешили продолжить работу, в отличие от многих других организаций в стране. Но, несмотря на это, потребительский рынок не смог избежать потерь.
Как сообщили «Курсиву» в хокимияте Ташкента, количество предпринимателей на столичных продовольственных базарах во время пандемии в среднем сократилось на 10-20%.
В общей массе бизнес просел еще больше. По информации Государственного налогового комитета, в стране временно приостановили свою деятельность почти 80% (199 тыс.) индивидуальных предпринимателей из зарегистрированных в республике 247 тыс. ИП.
За продуктами через КПП
Как рассказали в хокимияте Ташкента, в столице Узбекистана насчитывается 15 базаров. Из них 12 рынков формата «Дехкон бозори» («Крестьянские базары»), один оптовый и два специализированных рынка. Кроме того, в городе действуют пять торговых комплексов.
Во время карантина из 131 входа на городских базарах оставили лишь 35. Их оборудовали санитарными постами, внутрь пускали только в маске через коридор санитарной обработки, с обязательным измерением температуры и дезинфекцией рук. Каждые 2-3 часа сотрудники базара осуществляют дезинфекцию рынка, один раз в день силами МЧС и СЭС проводится дезинфекция специальными растворами.
Продукция должна быть накрыта, а между покупателем и продавцом установлены прозрачные защитные экраны.
По данным хокимията, в обеспечении санитарных мероприятий на каждом столичном базаре задействованы сотрудники рынков, силы МЧС и СЭС – примерно от 35 до 50 человек на каждый объект.
Несмотря на послабления карантинных ограничений в связи с улучшением эпидемиологической обстановки, все санитарные посты на рынках Ташкента сохраняются и работают в обычном режиме.
«Процесс выхода из санитарного режима и сам порядок будет установлен решением специальной республиканской комиссии», – заявили в мэрии.
Рады тому, что есть
Сами предприниматели и торговцы отдают себе отчет в том, в каких условиях им сейчас приходится работать. Сегодня они согласны на все, лишь бы была возможность трудиться и покрывать свои затраты, которые они понесли в надежде на прибыль 2020 года.
Предприниматель на Мирабадском рынке Джахонгир Зиадулаев уже 4 года занимается продажей сезонных фруктов и ягод из Ферганы. За это время он не припомнит такого сокращения покупателей на рынках столицы.
«Людей стало намного меньше, но мы рады и тому, что есть», – сказал Джахонгир.
По словам предпринимателя, покупатели сейчас больше выбирают магазины, нежели рынки.
«Базары в недалеком прошлом были практически безальтернативным местом закупки продовольственных товаров для абсолютного большинства населения, как и многие тысячи лет тому назад. С появлением сети супермаркетов многие стали думать, что постепенно базары исчезнут. Но вот прошло 30 лет, а базары как работали, так и работают», – замечает независимый экономист Абдулла Абдукадиров.
По мнению эксперта, соотношение размера покупок на базарах и в супермаркетах Ташкента составляет 40-60% в пользу рынков, в других городах – 80-20%, а в сельской местности и вовсе 5-95% в пользу базаров.
«Конечно, такие социальные исследования не проводились и трудно говорить о точных цифрах. Но я исхожу из понимания того, что среднедневной оборот таких крупных рынков столицы, как Алайский, Юнус-Абадский, Мирабадский, Чор-Су, составляют от $1,5 млн в будние дни до $2,5-$3 млн в выходные дни. Народ все же предпочитает покупать свежие овощи и фрукты, бахчевые на рынках», – заявил Абдулла Абдукадиров.
Среди преимуществ базаров, помимо низких цен, эксперт называет нажитую привычку многих людей постарше. «Однако супермаркеты постепенно вытесняют базары. Тут чистота, удобство помещений и расположения», – замечает Абдукадиров.
Только после дезинфекции
Во время карантина узбекистанскому ретейлу также пришлось не просто. Магазины и супермаркеты вынуждены были привести свою работу в соответствие с действующими санитарными стандартами.
Как рассказал «Курсиву» управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин, во всех магазинах персонал полностью перешел на обязательное ношение масок и перчаток. Для кассиров были изготовлены защитные маски. При входе каждому клиенту обрабатываются руки антисептиком и измеряется температура, а на полу нанесены специальные метки для соблюдения дистанции.
«Сеть понесла серьезные затраты для организации всех санитарных норм. Расходы по этому показателю увеличились на 44%», – заявил Сайфулин.
Несмотря на все ограничения, спрос в сети Мakro вырос на 40%, но очень сильно поменялась структура покупок – люди стали больше приобретать социально значимые товары. При этом средний чек в сети показал прирост до 50-55%.
«За время карантина изменился и характер покупок. В начале приобретали много мяса, бакалею и овощи, особенно картофель и лук. Также лидерами продаж стали масло, сахар, рис, полуфабрикаты и завтраки. На данный момент спрос на эти продукты упал, и структура покупок возвращается на докарантинный период», – рассказал Роман Сайфулин.
Повышенный спрос на отдельные виды товаров сильно повлиял на логистику в отрасли. Для обеспечения своевременной доставки сети использовали собственный грузовой транспорт, который работал в несколько смен, без выходных. Однако не всем поставщикам удавалось получить разрешительные стикеры для проезда до распредцентров ретейлеров, поэтому сети вынуждены были доставлять некоторые товары в РЦ самостоятельно.
Еще аукнется
Эксперты уверяют, что карантин из-за пандемии Covid-19 не пройдет для розничной торговли бесследно.
«Карантин уже давно повлиял на отрасль. Маски, перчатки, дезинфекция у входов, замер температуры – все это сделало свое дело. И поход за покупками уже не стал таким приятным занятием, как это было ранее. Нанесен огромный ущерб психике потребителя. Это еще долгое время будет давать о себе знать», – говорит Абдулла Абдукадиров.
В дополнение эксперт считает одним из факторов влияния на отрасль – сокращение доходов населения из-за карантина, в связи с чем потребители будут тратить деньги только на самое необходимое и товары низкого качества.
«Бизнесу придется все эти изменения потребительских вкусов людей учитывать и адаптироваться», – заявил эксперт.
Ретейлеры считают, что карантинные ограничения скажутся на потребительских привычках узбекистанцев, ведь в дни самоизоляции многие открыли для себя супермаркеты по-новому.
«Я верю в то, что крупные форматы будут все больше проигрывать мелким и удобным магазинам у дома. Не за горами и масштабный IT-прогресс, а вместе с ним уход части покупателей в онлайн», – подытожил Роман Сайфулин.