Банки и финансы

Кто и как хочет повысить налоги в Казахстане

Рабочая группа Миннацэкономики собрала предложения по изменению налогового законодательства

Рабочая группа по выработке предложений по повышению доходов бюджета и совершенствованию налогообложения собрала первый пакет предложений от депутатов, госорганов и экспертных организаций. В числе инициатив не только повышение НДС и КПН до 16% и 24% соответственно, но и изменение концептуальных положений действующего налогового законо­дательства. 

Серьезные проблемы с наполнением бюджета, возникшие в результате пандемии коронавируса и режима карантина, а также резкого падения цен на основные казахстанские экспортные товары, заставили Министерство национальной экономики заняться поисками новых источников пополнения государственной казны. 13 мая приказом Руслана Даленова была создана рабочая группа, которая должна к 1 августа представить предложения по повышению доходов бюджета и совершенствованию Налогового кодекса. По имеющейся у «Курсива» информации, группа уже успела провести несколько совещаний, а в ее состав вошли представители министерств, депутаты парламента, эксперты и представители бизнеса.
 
На этой неделе в сети интернет оказались рабочие материалы группы, которые вызвали резкую реакцию предпринимателей и ряда экспертов. Подлинность опубликованных таблиц нашему изданию на условиях анонимности подтвердили несколько участников рабочей группы. Министерство нацэкономики не смогло предоставить официального ответа на запрос редакции. Но в неофициальном общении представители Миннацэкономики также не отрицали достоверность документа, пояснив, что это лишь сводная таблица, где собраны первичные предложения участников рабочей группы. 

Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов весьма жестко отозвался о документе, назвав его «провокацией» и «разведкой боем». Косвенно его оценку подтверждает информация некоторых казахстанских телеграм-каналов, которые сообщали, что на заседании комиссии по выходу экономики из кризиса первый вице-премьер предлагал изучить общественное мнение на предмет увеличения налогового бремени, в частности поднятия ставок по НДС и КПН.

Тенденции и новации

Документ, получивший оглас­ку, представляет собой сводную таблицу объемом в 38 машинописных листов. Из содержания понятно, что авторы просто собрали все имеющиеся предложения, без какой-либо фильтрации, и свели в единый документ. О том, что документ неокончательный, свидетельствует как минимум то, что в нем не представлены мнения крайне важных участников – отраслевых министерств (кроме Минэнерго), а также НПП «Атамекен». В пользу сырого, чернового, варианта говорит и тот факт, что многие предложения депутатов и профильных министерств, а также экспертов дублируют друг друга и изложены в совершенно различной стилистике.  Например, предложения мажилиса, центра «Талап» и отчасти Минфина носят общий, концептуальный характер, а предложения сената, Минэнерго и Миннацэкономики содержат конкретные нормы по изменению ставок и порядка уплаты налогов. К слову, Миннацэкономики, опять же неофициально, открестилось от авторства норм, которые закреп­лены за ним в таблице. Пояснив, что лишь протранслировало поступающие в министерство предложения. Учитывая, что у членов рабочей группы есть еще практически полтора месяца до 1 августа, итоговый документ будет сильно отличаться по содержанию от рассматриваемого варианта. В то же время он чрезвычайно показателен – с точки зрения того, какие идеи и мысли по поводу наполнения госказны рождаются в головах чиновников, экспертов и депутатов.  

«В этой таблице есть часть нормальных предложений, часть – фантастических. Теперь они будут сидеть и думать, как приземлять все это», – охарактеризовал ситуацию Рустам Журсунов в комментарии «Курсиву».

Так как сам документ весьма объемен по содержанию, есть смысл остановиться на тех предложениях по изменению норм налогового законодательства, которые наиболее серьезны и чувствительны, а также встречаются в предложениях большинства участников рабочей группы.

Повысить НДС и снизить порог 

Одним из самых чувствительных предложений в таблице являются предложения по НДС. С инициативой их изменения выступают МНЭ, Минфин, сенат, мажилис и «Талап». Суть предлагаемых поправок следующая. Рекомендуется прежде всего поднять ставку НДС с 2022 года с 12 до 16%, то есть фактически вернуть ее на уровень середины первого десятилетия этого века. Напомним, тогда она составляла 16% и была поэтапно снижена в течение пяти лет до 12%. По расчетам МНЭ, увеличение НДС принесет в бюджет 1,091 трлн тенге дополнительных доходов. 

Еще одной важной новацией является полная или частичная (50%) – тут есть разные варианты – отмена возврата НДС экспортерам по группе сырьевых товаров. Здесь МНЭ приводит в пример китайский опыт и считает, что такой шаг даст 174 млрд тенге дополнительных поступлений в казну.  

Наиболее радикальны в отношении НДС предложения сената, согласно которым необходимо снизить порог постановки на учет по НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП, сам налог повысить до 20% и отменить льготу по нему для электронной торговли.  Правда, при большем повышении (20% против 16%), по расчетам сенаторов, денег в казну почему-то поступит меньше – всего 545 млрд тенге. Что касается изменения порога постановки на учет, то для бизнеса это будет наиболее чувствительная позиция даже по сравнению с повышением ставок. Недаром НПП в течение нескольких лет сражалась с правительством по его повышению до сегодняшнего уровня.

Повысить КПН и изменить порядок переноса убытков

Схожая ситуация и с КПН. МНЭ РК предлагает повысить его с действующих 20 до 24%, что, по расчетам, даст бюджету дополнительно 530 млрд тенге поступлений. В качестве аргументов приводится уровень КПН в странах ОЭСР, а также то, что бизнес в этом году и, возможно, в следующем будет нести убытки, что за счет переноса и так уменьшит налоговую базу.

Однако ряд предложений связан как раз с механизмом переноса убытков. В частности, Минфин считает, что возможны два варианта: снижение сроков переноса убытков до пяти лет, при этом ежегодно переносу подлежит 20% убытков от общей суммы, но не более 50% от налогооблагаемого дохода, либо предоставление права переноса убытков, связанных с вложением инвестиций в новые производства или расширение существующих. Причем «независимо от выбранных вариантов – на торговлю перенос убытков отменить» (цитата из документа).

Пожалуй, именно изменение порядка переноса убытков в текущей ситуации представляет большую опасность и угрозу для бизнеса, чем повышение самих ставок.

Деофшоризация экономики

По мнению МНЭ РК, сейчас настал тот период, когда в рамках деофшоризации стоит изменить один из базовых принципов казахстанского налогового законодательства, дискуссии по которому, казалось бы, закончились в 2008 году. Речь идет о льготах по дивидендам, выплаченным за рубеж. Сам по себе преференциальный характер такого налогообложения был и в настоящий момент остается краеугольным камнем, положенным в инвестклимат Казахстана. 

МНЭ предлагает (и в этом с ним в той или иной степени солидарны все авторы предложений в документ) пересмотреть этот режим. В частности, путем:

  • отмены льгот по дивидендам, выплаченным за рубеж;
  • установления сбора в размере 15% по всем транзакциям в офшорные юрисдикции;
  • ограничения вычетов по «нематериальным» услугам, полученным от нерезидентов, на уровне 3% от налогооблагаемого дохода (управленческие, маркетинговые, франчайзинг, консультационные и т. д.);
  • распространения норм КИК (контролируемой иностранной компании) на все юрисдикции (применение эффективной ставки);
  • отмены налоговых льгот по КИКам.

Кроме того, в предложениях МНЭ существует и экзотический пункт, сформулированный как «пересмотр решения в части предоставления права богатейшим гражданам РК не платить налоги». По всей вероятности, здесь речь идет о необходимости вышеупомянутых лиц перейти в казахстанскую налоговую юрисдикцию.

Все эти новации, по расчетам их авторов, принесут в госказну дополнительные поступления в размере 230 млрд тенге.

Особый подход

Отдельно стоит отметить идеи центра «Талап», которые радикально могут поменять саму структуру казахстанской налоговой системы.  В частности, предлагается заменить НДС на налог с продаж, объединить налоги с фонда оплаты труда в единый платеж, а также ввести единый аграрный налог для сельского хозяйства, который включил бы в себя налог на землю и подоходный налог. А КПН взимать либо с прибыли, либо с оборота. 

Что касается отдельных предложений, то стоит выделить инициативы сенаторов по легализации онлайн-казино и Минфина – по введению акциза на сахаросодержащие напитки. 

Редакция издания «Курсив» обратилась с просьбой дать комментарии по документу и рассказать о дальнейшем порядке работы комиссии практически ко всем авторам новаций, но ответов на момент сдачи номера в печать получить не удалось. Единственным исключением стал бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов, который заявил, что «это собрание сочинений госорганов, и, судя по всему, они решили таким образом проверить нашу реакцию».  «Я хочу сказать, что любые налоговые вопросы – это счет. Без счета налогов не бывает. Мы с ними договаривались и сейчас идем в этом направлении. Мои моделисты уже две недели считают, и им нужен еще месяц для окончания работы. Вот как только мы все модели составим, тогда будем вести серьезный разговор. Потому что налоги и бюджет любят счет», – пояснил бизнес-омбудсмен.