Российские вагоны нашли путь в Казахстан

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Казахстан начал принимать порожние российские вагоны

15 июня в Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (ЦСЖТ), который координирует работу железнодорожных администраций стран с шириной колеи 1 520, поступило соответствующее письмо за подписью и.о. первого заместителя председателя правления АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Каната Альмагамбетова.

Согласно документу, копия которого имеется в распоряжении «Курсива», с этого дня разрешается прием порожних полувагонов «чужих» железнодорожных администраций, находящихся в собственности и аренде. В частности, речь идет о ООО «Мечел-Транс», АО «НефтеТрансСервис» в адрес Аксуского филиала АО «Казхром» (станция Аксу); АО СУЭК и ООО «Тезко» в адрес ТОО «Богатырь Комир» (Экибастуз); ООО «Тезко» в адрес АО «ЕЭК» (Экибастуз); ООО «Мечел-Транс», АО «Новая Перевозочная Компания», АО «НПК» в адрес Актюбинского завода ферросплавов-филиал АО «ТНК «Казхром» (станция Жинишке); АО «ФГК», ООО «ТФМ-Оператор», ПАО «Совфрахт» в адрес ТОО «Торговый дом «Майкубен Комир» (станция Ушкулын); Transterminal-S в адрес ТОО «Казфосфат» (станция Шайкорык). Также разрешаются к приему порожние вагоны ООО «КузбассТрансЦемент» в адрес ТОО «Латон-Маркет» (станция Шомиш); АО «НефтеТрансСервис», АО «Новая Перевозочная Компания», АО «НПК», АО «ФГК», ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы», ООО «СоюзТранс» в адрес АО «Шубарколь Комир», АО «КФС-Транс», АО «ТГК», ООО «Ай Эм Ти Экспресс», ООО «Портэкспресс», ООО «Тандем-Трансгрупп», ООО «Урал Логистика» в адрес АО «Шубарколь Премиум» (станция Шубарколь).

На пространстве Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) более пяти лет функционирует общий рынок оперирования подвижным составом. В рамках общего рынка грузоотправители из государств-членов ЕАЭС могут свободно воспользоваться услугами по предоставлению вагонов операторов подвижного состава любого из государств-участника ЕАЭС. Ставки аренды и предоставления вагонов не регулируются государством и меняются в зависимости от баланса спроса и предложения.

Но с 15 июня в республике вновь был введен запрет на въезд на все станции казахстанской сети порожних собственных и арендованных полувагонов сторонних железнодорожных администраций (страны СНГ, Прибалтики и Грузия). Полувагоны используются для перевозки массовых грузов, в том числе каменного угля или руд черных и цветных металлов. Срок действия запрета – с 15 июня до отмены.

В обращении Альмагамбетова в ЦСЖТ в качестве причин введения запрета назывались инфраструктурные ограничения пропускной способности сети, значительное увеличение количества порожних вагонов, не востребованных к погрузке, ежесуточное наличие более 240 временно отставленных от движения поездов и проведение летних работ по содержанию верхнего строения пути. По данным КТЖ, из более чем 240 временно отставленных от движения поездов в груженном состоянии стояло более 85 поездов, или 4 300 вагонов, и в порожнем состоянии — более 155 поездов (7,5 тыс. вагонов), в том числе из-за отказа китайской железной дороги — 80 груженных и 42 порожних поездов.

При этом в письме отмечалось, что в случае нормализации ситуации железнодорожная администрация Казахстана отменит конвенционный запрет. С 5 января текущего года Казахстан вводил запрет на въезд на свою железнодорожную сеть вагонов сторонних администраций, но уже 20 января были отменены ограничения на порожние полувагоны, а с 20 февраля — и на другие виды вагонов. 

Погрузка грузов в соседней России за январь-май 2020 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,5% — до 508 млн тонн. Среди лидеров падения — каменный уголь, погрузка которого за пять месяцев сократилась на 11% — до 141,7 млн тонн. На этом фоне заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Алексей Шило сообщил в мае о пересмотре плана погрузки на 2020 год.

Базовый прогноз снижения погрузки на сети РЖД по итогам 2020 года составляет 5%, а пессимистичный сценарий допускает падение до 15%. В конце марта общее количество парка грузовых вагонов на сети РЖД составило 1 182 081 единиц, что на 5,2% больше по сравнению с мартом 2019 года, когда парк насчитывал 1 123 375 ед. Количество общего парка полувагонов на сети РЖД в марте 2020 года выросло на 5,7% и достигло 563 355 единиц.

В результате переизбыток парка и ограниченная грузовая база продолжает сказываться на ставках. По данным ценового агентства Argus, в настоящее время рыночная ставка суточной аренды полувагонов в России составляет 700-800 рублей в сутки (без НДС), или 4 060-4 640 тенге в сутки при пересчете по курсу Национального банка Казахстана на 14 июня. При этом ставка суточной аренды полувагонов собственности АО «Казтемиртранс» (КТТ, дочерняя структура КТЖ), отметил заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» (АГМП) Максим Кононов, составляет 8 300-8 500 тенге в сутки (без НДС), или 1 430-1 465 рублей в сутки при пересчете по тому же курсу.

По информации АГМП, экспортеры казахстанского угля с начала текущего года неоднократно обращались к руководству КТЖ и КТТ с просьбами о понижении ставок предоставления полувагонов для перевозки угля в экспортных назначениях и необходимости расчета таких ставок исходя из рыночных ставок суточной аренды полувагонов.

«Однако КТТ до настоящего времени продолжает рассчитывать свои ставки предоставления полувагонов исходя из уже далеко не рыночной ставки их суточной аренды 8 300-8 500 тенге в сутки (без НДС). Разница 3 660-4 440 тенге в ставке суточной аренды полувагона позволяет экспортерам казахстанского угля удешевить стоимость перевозки одной тонны угля в порт Усть-Луга и/или порт Тамань на 2,10-2,55 долларов США», — сообщил Кононов «Курсиву».

При текущих неблагоприятных рыночных ценах угля на основных направлениях его экспорта из Казахстана (CIF порты Северо-Западной Европы, FOB порты Балтики и FOB порты Черного моря) в диапазоне $40-44 за тонну такая экономия является, по его мнению, очень существенной.

«Совершенно логично и нормально, что в текущей тяжелой экономической ситуации казахстанские грузоотправители массовых грузов, особенно экспортеры угля и железной руды, вынуждены искать альтернативные КТТ предложения по предоставлению полувагонов и выбирают более выгодные рыночные предложения российских операторов (собственников) полувагонов. При этом существенно более дорогие полувагоны собственности КТТ остаются невостребованными рынком», — сообщил Кононов.

Невостребованный парк полувагонов собственности КТТ ежемесячно увеличивался и, по имеющейся у АГМП информации, по состоянию на 8 июня составил 77 маршрутов (около 5 400 полувагонов). Чтобы защитить выпадающие доходы своей «дочки», КТЖ и пошло на данный шаг, отметил замглавы АГМП.

Введение запрета возможно действительно позволит загрузить часть свободного парка КТТ, отметила генеральный директор Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Салтанат Адамбаева.

«Такое решение приняли из-за того, что, возможно, из-за карантина у крупных операторов – собственника вагонов «Казтемиртранс» — большой парк освободился, и его надо загрузить. Не факт (что конвенционный запрет позволит загрузить весь свободный парк КТТ)», — сказала она «Курсиву».

Адамбаева отметила, что запрет поможет разгрузить инфраструктуру от порожнего парка других железнодорожных администраций. По ее мнению, снижение цен российскими перевозчиками связано в том числе с желанием загрузить собственные полувагоны.

«И в России, и везде сейчас кризис, и им нужна загрузка. Они сбрасывают свои вагоны в Казахстан, а в Казахстане они простаивают в ожидании, будет или не будет (загрузка), перебивают цены и прочее. Иногда они возвращаются (через Казахстан в Россию) порожними из Узбекистана или Кыргызстана, и у них уже окуплена перевозка в оба конца. На обратном пути они могут предложить очень низкую цену, но это разовая акция», — сообщила она.

Вместе с тем, главным в этом процессе, по ее мнению, является грузоотправитель. Последний выбирает с каким перевозчиком работать и даже при наличии запрета, имея контракт с условным российским перевозчиком, может обратиться с соответствующим письмом в защиту своих интересов в национальную палату предпринимателей «Атамекен» и КТЖ.

Читайте также