Новости

Коронавирус сократил инвестиции в глобальную энергетику

По оценкам Международного энергетического агентства, в этом году затраты на добычу нефти и газа упадут почти на треть

2020-й должен был стать первым годом после трех лет застоя, когда инвестиции в энергетику вырастут, пусть всего и на пару процентов. Позитивные ожидания обернулись резким и внушительным сокращением расходов. Пандемия коронавируса привела к снижению потребностей в энергоносителях. Спрос на нефть в I квартале сократился почти на 5%. К концу марта активность автотранспорта в мире была почти на 50% ниже среднего уровня прошлого года, а авиации – на 60%.

Глобальный спрос на электро­энергию в I квартале уменьшился на 2,5%. В Китае, который первым ввел ограничительные меры, он снизился на 6,5%. Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) подсчитали, что в этом году глобальные инвестиции в энергетику сократятся на 20%, или примерно на $400 млрд. 

ресурсы-02.jpg

Нефть и газ

Больше всех от вспышки инфекции пострадала нефтегазовая отрасль. Прежде всего из-за значительного сокращения авто- и авиаперевозок – на эти две транспортные сферы приходится почти 60% мирового спроса на нефть. В разгар пандемии, в апреле, когда более 4 млрд человек по всему миру подверглись той или иной форме ограничений, годовой спрос на нефть упал примерно на 25 млн баррелей в день (25%). В целом в 2020 году, по прогнозу аналитиков МЭА, спрос на нефть может снизиться на 9%, или на 9 млн баррелей в сутки, вернувшись к уровню потребления 2012 года.

В начале этого года на расходы по добыче нефти и газа компаниями закладывалось $500 млрд (это вдвое меньше рекордных $1,1 трлн, которые были инвес­тированы в upstream в 2014 году). Однако падение спроса и соответственно уменьшение доходов заставило участников рынка урезать затраты на добычу до $322 млрд. Такие крупные мировые производители нефти, как ExxonMobil и Chevron, сократили расходы на 30%, Shell и BP – на 20%. Среди национальных компаний больше всех снизила затраты PetroChina – более чем на треть; на 30% уменьшили расходы саудовская Saudi Aramco и бразильская Petrobras; норвежская Equinor снизила инвестиции в производство на 20%. Американские производители сланцевой нефти – Occidental Petroleum и Continental Resources – урезали расходы на 55%.

В МЭА считают: если в последующие годы инвестиции останутся на уровне 2020 года, а спрос на нефть вернется к докризисному уровню, то к 2025 году это может привести к нехватке предложения в объеме 9 млн баррелей в день.

Карантин, введенный в Европе из-за COVID-19, привел и к снижению потребления природного газа – на 11%, или на 10 млрд куб. м. Падение было вызвано в основном снижением спроса со стороны промышленного и энергетического секторов. В США с января по май этого года потребление газа снизилось на 2,8%. Япония под влиянием более теплой, чем обычно, погоды и замедления экономической активности сократила импорт сжиженного попутного газа почти на 5%. Другой крупный импортер газа – Корея – наоборот, увеличила закупку СПГ примерно на 14%. В Китае в I квартале потребление газа увеличилось на 1,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Оценки за май указывают на небольшой (1%) рост спроса. Потребление в Индии в I квартале 2020-го выросло на 10% по сравнению с I кварталом 2019 года. Тем не менее, по оценке агентства, в целом в 2020 году мировой спрос на газ может упасть примерно на 150 млрд куб. м, или на 4%, по сравнению с прошлым годом. Предыдущий спад пришелся на 2009 год, но тогда спрос на природный газ сократился только на 2%.  

Уголь, ВИЭ и электричество

После нефти наиболее пострадавшим от кризиса топливом станет уголь, потребность в котором может снизиться на 8%. Не в последнюю очередь это связано с изменением спроса на электроэнергию, который оценивается почти на 5% ниже, чем годом ранее. При этом восстановление спроса на уголь для промышленности и производства электроэнергии в Китае может компенсировать более значительное снижение в других странах. В целом с 2015 года финансирование угольной промышленности сократилось на 80%. Однако в I квартале 2020 года объем инвестиций в добычу угля в основном в Китае увеличился вдвое по сравнению с 2019 годом. Хотя в целом по году ожидается, что «угольные» инвестиции сократятся на четверть.

Инвестиции в проекты по возобновляемым источникам энергии, как ожидается, сократятся примерно на 10% в течение года. Предполагается, что прирост мощности будет ниже 2019 года, поскольку завершение проектов будет перенесено на 2021 год. Расходы на электроэнергетику в целом снизятся на 10%.

«Историческое падение глобальных инвестиций в энергетику вызывает глубокую тревогу по многим причинам», – говорит Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА.

Он объясняет, что это означает потерю рабочих мест и экономических возможностей сегодня, а также потерянное энергоснабжение, которое может понадобиться завтра, когда экономика восстановится.

Нефтянка, сэр!

Глобальное падение спроса и цен на нефть и газ повлияло и на экономику Казахстана. Около 60% валютной выручки республика получает благодаря экспорту сырой нефти, и в этом году ожидается снижение этих доходов. Несмотря на то что с января по май добыча нефти выросла на 5%, в целом по году прогнозируется снижение производства на 4,5%, до 86 млн т, а экспорт сырья сократится на 6,5%, до 67,5 млн т.

Основные инвестиции в энергетику в республике связаны преимущественно с расходами на освоение нефтяных залежей. В апреле из-за вспышки коронавируса на неопределенный срок снижен темп реализации инвестиционного проекта стоимостью $45,2 млрд по увеличению добычи на Тенгизском месторождении.

Оператор проекта перенес на следующий год еще и выполнение капитального ремонта оборудования предприятия. Проект расширения Карачаганакского месторождения стоимостью $5 млрд планируется утвердить в конце этого года, а реализацию начать в следующем. Под влиянием пандемии коронавируса и снижения доходов из-за падения цен на нефть национальная компания «КазМунайГаз» сократила капитальные затраты на 15%, или на 87,4 млрд тенге.

В то же время, по данным Министерства энергетики, выработка электроэнергии за первые пять месяцев увеличилась на 3%, до 45,6 млрд кВт*ч. Планируется, что в 2020 году в сектор генерации электроэнергии будет инвестировано около 82,5 млрд тенге, что на 42% больше, чем годом ранее.

В МЭА считают, что совокупность падающего спроса, более низких цен и роста случаев неоплаты счетов в 2020 году приведет к сокращению доходов от энергоносителей более чем на $1 трлн. На долю нефти приходится большая часть этого снижения. В этом году впервые глобальные потребительские расходы на нефть окажутся ниже расходов на электро­энергию.