Агентство по финнадзору не согласовало кандидатуру Бауржана Бармамбекова на пост члена совета директоров Capital Bank, при этом разрешило ему войти в совет директоров AsiaCredit Bank. Пикантность ситуации заключается в том, что во второй половине прошлого года Бармамбеков стал миноритарным акционером Tengri Bank. На тот момент все три банка находились в процессе слияния, но позднее Tengri отказался от сделки. Точнее, отказался не весь банк, а его крупнейший участник – индийский Punjab National Bank. Отдельные миноритарии Tengri, похоже, имеют свою точку зрения на этот счет.
Информацию о том, что Бауржану Бармамбекову отказано от вхождения в совет директоров Capital Bank, но дозволяется занять аналогичный пост в AsiaCredit Bank, финнадзор разместил на своем сайте 2 июня. Первое решение (об отказе) было принято регулятором 14 мая, второе (о согласии) – спустя шесть дней.
В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка «Курсиву» сообщили, что в первом случае Бармамбекову было отказано в связи с отрицательным результатом тестирования. Во втором случае кандидат тестирование прошел.
«Следует отметить, что тест на назначение (избрание) в должность члена совета директоров AsiaCredit Bank Бармамбеков Б. А. сдавал позже», – уточнили в финнадзоре.
Персоналия Бармамбекова всплыла в публичном поле осенью прошлого года, когда он появился в опубликованном на KASE списке акционеров Tengri Bank, владеющих более 5% акций организации. Доля Бармамбекова на 1 октября 2019 года составила 9,19% (и продолжала оставаться таковой по состоянию как минимум на 15 мая 2020-го, когда его представитель принял участие в общем собрании акционеров Tengri Bank).
Сравнивая реестры акционеров на разные даты, можно установить, что владельцем доли в Tengri Бармамбеков стал в период с 1 июля по 1 октября прошлого года.
В этот же период Tengri Bank прирос еще одним совладельцем – Викторией Ким, причем с точно такой же долей участия (9,19%). По размеру своих долей новые миноритарии превзошли «старых», таких как Мырзатай Ыдырыс (7,71%) и Ринар Рахимов (6,20%), которые являются акционерами Tengri с середины 2015 года, а также Альфию Куанышеву (7,65%), чье вхождение в состав акционеров состоялось не позднее 1 октября 2012 года (информация предшествующих периодов на сайте KASE отсутствует).
«Курсив» направлял в банк запрос с просьбой раскрыть более подробные сведения о новых миноритариях (на тот момент были известны только их фамилии и инициалы), но получил отказ.
Интерес к новым совладельцам Tengri возник у «Курсива» в контексте того, что банк находился в процессе тройного слияния с Capital Bank и AsiaCredit Bank (оба на 100% принадлежат Орифджану Шадиеву), но при этом распределение долей в объединенной структуре стороны не раскрывали. Хуже того, в октябре у банков Шадиева обнаружились проблемы с ликвидностью, в результате чего средства на счетах клиентов оказались фактически заморожены. В этой связи перспективы того, что анонсированное слияние состоится, стали не такими уж очевидными.
Приобретение акций Tengri Bank в условиях столь высокой неопределенности (и в столь крупных объемах) выглядело весьма рискованным шагом.
Вышеупомянутая Виктория Ким, засветившись в качестве миноритария Tengri, больше в публичном поле никак не проявлялась. Иная история с Бауржаном Бармамбековым. 11 февраля текущего года решением единственного акционера он был назначен членом совета директоров AsiaCredit Bank. 17 февраля информация об этом публикуется на сайте KASE. И так совпало, что 20 февраля индийский Punjab National Bank (PNB, крупнейший акционер Tengri Bank с долей 41,64%) заявляет о своем отказе от слияния. Без его согласия «завершение процесса объединения является невозможным», сообщила пресс-служба Tengri, как бы намекая «инакомыслящим» миноритариям, что решение принято и обсуждению не подлежит.
В ответ банки Шадиева заявили, что будут объединяться вдвоем, и пообещали нормализовать деятельность «к концу года». А уже 6 марта Бармамбеков получает параллельное назначение в совет директоров Capital Bank. Как было сказано выше, финнадзор это назначение не согласовал. Поэтому 22 мая Бармамбеков из состава СД был исключен.
Из списка аффилированных лиц AsiaCredit Bank следует, что Шадиев и Бармамбеков являются совладельцами некоего ТОО «One&Top» с долями 51 и 49% соответственно. По данным сервиса «Учёт.kz», это малое предприятие розничной торговли. В 2019 году компания заплатила 980 тыс. тенге налогов.
Поиск в открытых интернет-источниках позволил установить, что 15 ноября прошлого года Бауржан Амангельдиевич Бармамбеков (полный тезка миноритария Tengri Bank) вошел в совет директоров АО «Транстелеком». Однако уже 6 февраля 2020 года его освободили от этой должности. 75% акций «Транстелекома» принадлежат Марлену Муханову, оставшиеся 25% – нацкомпании КТЖ. Совет директоров «Транстелекома» возглавляет Нурали Алиев.
В опубликованном на сайте KASE протоколе внеочередного общего собрания акционеров Tengri Bank от 15 мая 2020 года раскрыта вся структура собственников организации. Всего у банка на указанную дату было 24 миноритария, из них совокупная доля двенадцати ничтожна (0,001%) и на собрание они не явились. Таким образом, в собрании участвовали 12 миноритариев (в основном через своих доверенных представителей) с казахстанским резидентством, их суммарная доля составляла 58,36%. Также этот протокол подтвердил наличие в банке корпоративного конфликта между акционерами.
В частности, акционеры отвергли предложение Бабуджи Гатредди (председатель собрания, представитель PNB) включить в повестку дня вопрос об обсуждении письма от регулятора «касательно приведения пруденциальных нормативов в соответствие с требованиями», но лишь согласились «послушать данную информацию ближе к концу заседания». Докладчиком этой информации выступил председатель правления Tengri Bank Паван Сингх, присутствовавший на собрании в статусе приглашенного лица. Он сообщил, что в связи с нарушением банком ряда пруденциальных нормативов финнадзор 30 марта направил в PNB письмо с требованием представить план мероприятий по докапитализации на сумму 23 млрд тенге. Сингх отметил, что индийский банк «в качестве краткосрочной меры оказал Tengri Bank поддержку в виде кредитной линии», а решение о докапитализации будет принято после получения от Deloitte отчета об оценке и плана оздоровления банка. В конце своего доклада он обратился к миноритариям с просьбой «сообщить о своих планах по дополнительной капитализации банка».
Кроме того, участники собрания отказались рассматривать включенный в официальную повестку дня вопрос о заключении соглашения между акционерами Tengri Bank. Перед его вынесением на голосование Павану Сингху пришлось выступить с разъяснениями «в ответ на вопросы некоторых акционеров». По его информации, срок действия акционерного соглашения, заключенного в 2010-м, истек после 2015 года, когда доля PNB в Tengri упала ниже 50% (с 84% на 1 июля до 49% на 1 октября 2015 года, по данным KASE. – «Курсив»).
«В связи с этим возникла необходимость заключить новое соглашение, но стало понятно, что группа местных акционеров всегда представлена только двумя лицами при ведении любых переговоров от имени акционеров банка. PNB попросил местных акционеров либо получить статус крупного участника Tengri Bank, либо решить, хотят ли они остаться в качестве независимых миноритариев. Однако консенсуса по данному вопросу так и не удалось достичь», – сказал Сингх.
После этого разъяснения состоялось голосование, по итогам которого было «единогласно принято решение «против» рассмотрения и обсуждения проекта акционерного соглашения». Примечательно, что «против» проголосовал и сам индийский акционер.
17 июня Tengri Bank разместил на своем сайте сообщение, в котором «убедительно просит клиентов сохранять спокойствие». По информации банка, консультанты из «Большой четверки» (в вышеупомянутом протоколе собрания уточняется, что это Deloitte. – «Курсив») уже представили предварительное заключение, согласно которому «имеются перспективы стабилизации ситуации при наличии достаточной поддержки со стороны PNB». Подготовленный консультантами отчет будет направлен на согласование в PNB, после чего подлежит утверждению в Центробанке и правительстве Индии.