Известное имя, которое ассоциируется с большими победами, помогло легкоатлетке Ольге Шишигиной, боксеру Серику Конакбаеву, борцу Даулету Турлыханову стать депутатами мажилиса парламента РК. Боксер Серик Сапиев тоже стал депутатом, сдал свой депутатский мандат из-за перехода на госслужбу – он возглавил Комитет по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта РК и Совет по физической культуре и спорту государств-участников СНГ.
В мировой практике есть примеры, когда великие чемпионы не ограничиваются депутатским креслом, а добиваются по-настоящему серьезных успехов на новом поприще. Вспомним наиболее яркие примеры.
Брэндон Боченски
ХК «Барыс» пару недель назад стал самым упоминаемым клубом в отечественных спортивных СМИ. И дело не в назначении нового главного тренера или громком трансфере казахстанской команды. Про коллектив из Нур-Султана заставил говорить один из его бывших лидеров – Брэндон Боченски.
Бывший капитан «Барыса» и сборной Казахстана, завершивший свои выступления в большом спорте год назад, выдвинул свою кандидатуру на пост мэра 55-тысячного городка Гранд Форкс, в котором он выступал за местную университетскую команду. Неожиданно для многих Боченски набрал 49,62% голосов избирателей и одержал победу в первом же туре, опередив своего ближайшего конкурента едва ли не с двойным отрывом.
Боченски стал настоящим любимцем казахстанских болельщиков, которые ласково прозвали его Баке. Форвард родился в США, выступал за различные клубы НХЛ, а в 2010 году подписал контракт с «Барысом». Вскоре Брэндон принял гражданство нашей страны и начал представлять сборную Казахстана на международной арене. Партнеры по «Барысу» и национальной команде избрали Брэндона капитаном. Теперь же Баке – мэр целого американского города.
Джордж Веа
Пока Мэнни Пакьяо только готовится встать у руля страны, бывший футболист Джордж Веа уже достиг этой вершины. Великолепный в прошлом футболист ПСЖ, «Монако», «Марселя» и «Милана», обладатель «Золотого мяча» 1995 года (награда лучшему футболисту мира по итогам года), занялся политическим ремеслом сразу же после того, как повесил бутсы на гвоздь.
В отличие от абсолютного большинства африканцев, по окончании спортивной карьеры Веа не захотел цепляться за возможность остаться жить в Европе, а вернулся на родину, в Либерию. Еще в 2005 году Джордж принял участие в президентской кампании, победил в первом туре выборов, но с треском проиграл во втором Элен Джонсон-Серлиф, ставшей первой в истории Африки женщиной – главой государства.
Джордж болезненно переживал этот удар, на какое-то время даже прекратил свою политическую борьбу, все время посвятив футбольному образованию младшего сына Тимоти, в чем весьма преуспел: Тимоти Веа дорос до уровня игрока сборной… США.
Добившись успеха на отцовском поприще, в 2017 году Веа-старший предпринял повторную попытку стать президентом Либерии. На этот раз вышло более чем удачно: несмотря на то, что Джорджу не удалось выиграть в первом туре, он убедительно победил во втором и с 22 января 2018 года встал во главе страны с населением в 4,5 млн жителей. С этого дня его величают исключительно полным именем – Джордж Таулон Манне Оппонг Усман Веа.
Мэнни Пакьяо
Знаменитый филиппинский боксер-профессионал начал вести свою активную политическую деятельность еще в статусе действующего атлета. 10 лет назад он стал депутатом Конгресса от либеральной партии Филиппин. В 2016-м Пакьяо принял решение пробиваться в верхнюю палату парламента, и вновь получилось. В сенате Мэнни уже пятый год занимает должность председателя спортивного комитета.
Но и этого Пак Мэну показалось недостаточно: недавно стало известно, что боксер планирует баллотироваться на высший пост в островном государстве и стать его президентом.
Очередные выборы главы Филиппин состоятся в 2022 году, действующий президент страны Родриго Дутерте уже не сможет выдвинуть свою кандидатуру. Именно он и предложил Пакьяо сменить его на руководящей должности, так как тот обладает непререкаемым авторитетом и сумасшедшей поддержкой среди соотечественников. Мэнни после недолгих раздумий согласился и уже пригласил Дутерте на свою будущую инаугурацию.
Виталий Кличко
Старшему из украинских братьев-боксеров Кличко вряд ли когда-нибудь суждено стать главой государства. Тем не менее на политическом поприще Виталий Владимирович уже добился побед не менее громких и ярких, чем на профессиональном ринге. Еще за несколько лет до завершения спортивной карьеры уроженец Киргизии был назначен советником президента Украины Виктора Ющенко. Позже он возглавил партию с символичным названием УДАР (Украинский Демократический Альянс за Реформы) и баллотировался на пост головы Киева.
С первого раза сесть в кресло мэра украинской столицы у Кличко не вышло, но Виталий не отчаялся. Со временем бывший чемпион-супертяж вырос в настоящего политического тяжеловеса, по крайне мере, в своей стране. Кличко-старший стал ярым активистом Евромайдана, заработав на этом немало политических вистов. Боксер собирался даже выдвигать свою кандидатуру на должность президента, но ограничился участием в выборах мэра Киева, которые в 2014 году уверенно выиграл.
Арнольд Шварценеггер
«Железный Арни» по большей части ассоциируется с кинематографом, нежели с профессиональным спортом. Однако свой путь к титулу главного Терминатора планеты Земля Шварценеггер начал с победы на конкурсе лучших бодибилдеров мира «Мистер Олимпия». Уже затем австрийский культурист перебрался за океан, чтобы сначала получить всеобщее признание в виде самого брутального актера Голливуда, а затем и стать знаменитым политиком.
В 2003 году Арнольд с первого захода уверенно выиграл выборы на пост главы Калифорнии, став 38-м губернатором этого штата и вторым в истории, родившимся за пределами США. В своей должности Шварценеггер проработал максимально предусмотренный срок – восемь лет. За время нахождения в должности губернатора «Терминатор» не раз критиковал пункт в американском законодательстве, согласно которому уроженцы других стран не имеют права участвовать в президентской кампании. Однако Арни и его многомиллионной армии потенциальных избирателей не удалось продавить поправки в Конституцию США, и после ухода с поста губернатора Калифорнии политическая активность легендарного экс-бодибилдера практически сошла на нет.