По данным исследования Global Wealth, Казахстан опередил весь мир по темпам роста личных финансовых состояний. В течение последних шести лет объем частных финансовых состояний в Казахстане рос со скоростью 15% в год, мировой – 5,6% в год.
Консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) опубликовала ежегодный отчет Global Wealth, посвященный динамике частных состояний в мире.
Отчет BCG основан на исследованиях, проведенных в 97 странах мира, и прослеживает рост частных состояний в мире за последние 20 лет, а также дает прогноз на будущее после пандемии COVID-19.
В Казахстане с 2014 по 2019 год объем личных финансовых состояний рос на 15% в год, составив $100 млрд по итогам прошлого года. Во всем мире с 2014 по 2019 год совокупный объем частных состояний рос на 5,6% в год. Таким образом, рост объема частного богатства в Казахстане превысил мировые темпы роста.
Похожими темпами росли и личные состояния россиян. В 2014–2019 годах их объем увеличивался на 12% в год.
Как пояснила «Курсиву» глава отдела маркетинга BCG Анна Ганеева, рост состояний в Казахстане немного выше российского за счет низкой базы и более высоких темпов инфляции за последние несколько лет.
«В то время как в России инфляция составляла 3–5%, в Казахстане она была в диапазоне 5–7%», – отметила Ганеева.
Прогноз с учетом пандемии
BCG ожидает, что дальнейший рост личных состояний казахстанцев в условиях пандемии коронавируса может происходить по трем сценариям.
Quick rebound (быстрый отскок) подразумевает падение ВВП в 2020 году и быстрое и устойчивое ускорение экономики в 2021 году. В таком случае объем частных состояний будет прирастать на 9,9%, до $140 млрд к 2024 году.
Slow recovery (медленное восстановление) – падение ВВП в 2020 году и более медленное восстановление в 2021 году. Темпы роста в 2022–2024 годах стабильные, но ниже предкризисных. Объем частных состояний будет расти на 8,7%, до $135 млрд к 2024 году.
Lasting damage (долговременный ущерб) – значительное падение ВВП в 2020 году с восстановлением темпов роста только в 2022-м. Личные состояния казахстанцев вырастут только на 7,4%, до $124 млрд к 2024 году.
Как отмечается в докладе, под влиянием COVID-19 мировые объемы личного богатства будут расти от 1,4 до 4,5%, в зависимости от сценария.
В случае «быстрого отскока» мировой объем личных состояний увеличится на 4,5%, до $282 трлн к 2024 году. Бизнес по управлению частным капиталом не почувствует долгосрочного влияния пандемии.
«Медленное восстановление» снизит объем частных состояний до $215 трлн в 2020 году, затем последует рост на 3,2%, до $265 трлн в 2024 году. Маржинальность бизнеса по управлению частным капиталом снизится, более сильные игроки в отрасли начнут поглощать более слабых.
«Долговременный ущерб» снизит объем частных состояний до $210 трлн в 2020 году, рост в дальнейшем составит всего 1,4%, до $243 трлн. Маржинальность бизнеса по управлению частным капиталом значительно уменьшится, консолидация в отрасли усилится. Спектр услуг, которые менеджеры по управлению богатством будут предоставлять своим клиентам, фундаментально изменится: эти услуги будут направлены на снижение издержек, прогнозирует BCG.
Тренд на рост
Согласно отчету, динамика частных состояний на протяжении двух последних десятилетий отличается «необыкновенной устойчивостью к внешним потрясениям». Несмотря на множественные кризисы, частные состояния «продолжают упрямо расти, быстро восстанавливаясь даже после самых суровых испытаний».
Объем личных финансовых состояний в мире почти утроился за последние 20 лет, увеличившись за период с 1999 по 2019 год с $80 трлн до $226 трлн.
Другим трендом стала растущая доля развивающихся рынков в мировом объеме финансовых состояний. По данным BCG, за последние 20 лет так называемые растущие рынки Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, а также Ближнего Востока и Африки показывают больший рост богатства, чем развитые рынки.
Если в 1999 году на Азию и другие развивающиеся регионы приходилось всего 9,3% мирового богатства, то к 2009 году эта доля подскочила до 17,3%, а к концу 2019 года – до 25,3%.
Этому способствуют хорошие темпы роста ВВП и более высокие объемы индивидуальных сбережений. В Китае, например, домашние хозяйства на протяжении последних 20 лет откладывали в среднем более 25% своих доходов, а домохозяйства стран Европы и США – менее 10%.
Совокупный объем частных состояний BCG определяет как «финансовые состояния в собственности взрослых людей (18+)». Нефинансовые элементы состояний (например, недвижимость, золото в слитках и монетах) исключаются. Доступные для инвестирования состояния определяются как «совокупный объем финансовых состояний за вычетом страхования жизни и пенсий, а также внебиржевых и прочих акций».
Совокупный объем частных состояний разделяется на пять классов активов: валюта и вклады, облигации, акции и инвестиционные фонды, страхование жизни и пенсии, прочее.
Аналитики для своей оценки использовали консолидированные данные центральных банков о финансовых активах домохозяйств во всемирной Системе национальных счетов (System of national accounts).