Экономика Казахстана с учетом второй волны заболеваний коронавирусом и дополнительных ограничительных мер по итогам 2020 года сократится на 2,2%, прогнозирует «Ренессанс Капитал».
ВВП Казахстана по итогам января-мая снизился на 1,7%. По итогам года правительство прогнозирует падение на 0,9%. Международный валютный фонд (МВФ) настроен более пессимистично – в своем последнем отчете фонд ухудшил прогноз падения ВВП Казахстана с 2,5% до 2,7%.
После снятия карантина 11 мая количество заболевших в Казахстане выросло в несколько раз, что стало причиной ажиотажного спроса на лекарства и усиления нагрузки за систему здравоохранения. В связи с этим президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 июля объявил о возобновлении в стране карантинных мер с 5 июля. В отличие от карантина в марте-апреле, в этот раз ограничения будут более мягкими и продлятся всего две недели, с возможностью дальнейшего продления.
«Мы ожидаем, что ограничения будут в силе в течение месяца в качестве базового сценария. Как и в предыдущий период ограничений, главный удар примут на себя сектор услуг и непродовольственная торговля, хотя на этот раз мы ожидаем, что эффект на рост экономики будет более приглушенным с учетом более мягкого режима в целом и изменений, которые уже предпринял бизнес», — написала экономист «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец в обзоре.
«В результате мы ожидаем осуществления нашего так называемого «сценария второй волны» со снижением ВВП Казахстана на 2,2% в 2020 году», — отметила Донец.
По состоянию на 3 июля в Казахстане зарегистрировано 44 075 случаев коронавирусной инфекции. 1 июня, когда в Казахстане было 11,5 тыс. заболевших, «Ренессанс Капитал» прогнозировал спад экономики на 0,9%.
Узбекистан также может последовать примеру Казахстана и вернуть ограничительные меры, полагает Софья Донец.
«Узбекистан уже ввел комендантский час и запретил массовые собрания с 1 июля, но это – скорее всего, временная фаза. Большинство других стран региона либо пересекли черту в плане случаев, когда возобновление карантина имеет смысл (Армения), либо их сдерживают политические или фискальные факторы», — отмечает эксперт.
Единственным исключением стала Грузия, которой удалось сдержать эпидемию без национального карантина.
Почти все страны региона столкнулись с ростом числа новых случае в мае-июне после смягчения карантина, отмечают в инвесткомпании.
Вместе с тем, не все страны могут позволить себе вернуть ограничения. Причиной служат почти два фактора: фискальная позиция и резервы, и политическая обстановка.
«Надежные резервы, способные поддержать бюджет, есть у экспортеров нефти – Азербайджана, Казахстана и России. Хотя это касается и Узбекистана ($32 млрд на 1 июня), который, как и Казахстан, столкнулся с ростом числа новых заболевших», — отмечает Донец.
Что касается политических факторов, во многих странах проводится подготовка к выборам – в Беларуси (карантин там не вводился), Грузии, Молдове, Украине и Таджикистане. В России ограничения смягчили в преддверии голосования по поправкам в Конституцию, и возобновление карантина выглядит не таким возможным, даже если усилится рост новых случаев, полагает экономист.