За последний год (июнь к июню) объем вкладов в банковской системе РК вырос на 16%, или на 2,65 трлн тенге. При этом доля вкладов в совокупных обязательствах БВУ увеличилась с 75 до 78%. Это говорит о том, что роль клиентских средств в качестве источника фондирования усилилась. Весенний карантин пока не оказал негативного эффекта на статистику депозитов. По итогам первого полугодия относительно высокий отток денег с клиентских счетов наблюдается только в одном крупном банке.
Серединка на половинку
По данным Нацбанка, на 1 июля совокупный объем вкладов в казахстанских БВУ достиг 19,3 трлн тенге. За год рост составил 2,65 трлн, причем он удивительно равномерно распределился по полугодиям: 1,33 трлн тенге во второй половине 2019-го и 1,32 трлн – в первой половине 2020-го.
Однако на статистику текущего года сильно повлияла волатильность тенге из-за исторически высокой доли валютных вкладов в стране.
За март официальный курс нацвалюты упал с 381,1 до 448,01 тенге за доллар, после чего в апреле тенге отыграл назад до отметки 429,41, в мае – до 412,55. В первой декаде июня тенге продолжил укрепляться, и на пике, зафиксированном 9 июня, курс составил 397,31. Затем нацвалюта начала слабеть и на конец месяца подешевела до 403,83. Поскольку статистика вкладов оперирует данными в тенге, все эти изменения обменного курса автоматически влекли за собой изменения в объемах депозитных портфелей (так называемый эффект валютной переоценки).
Изучение помесячной динамики вкладов в разрезе отдельных банков показывает, что у 10 из 14 значимых для системы игроков (прошедших AQR) наибольший приток клиентских средств был зафиксирован именно в марте (см. инфографику). Например, депозитный портфель Халыка за этот месяц вырос сразу на 539 млрд тенге, притом что четыре месяца из шести в банке были нетто-оттоки, а нетто-приток в апреле составил всего 6 млрд тенге. У Сбербанка объем вкладов за первое полугодие вырос на 194 млрд тенге, и на мартовскую долю пришлось 76% от этой суммы. У Альфы аналогичный показатель составил 52%, у БЦК – 43%, у Jýsan Bank – и вовсе 93%.
В ряде банков мартовский приток оказался выше, чем рост за полугодие. В эту группу вошли уже упомянутый Халык (539 млрд тенге в марте против 283 млрд по итогам шести месяцев), не нуждавшийся в AQR Ситибанк (126 млрд против 52 млрд), Forte (115 млрд против 58 млрд), Алтын (52 млрд против 24 млрд), а также Нурбанк, у которого депозитный портфель за полгода сократился на 0,5 млрд тенге, несмотря на мартовский приток в размере 11 млрд.
Своя колея
Группу из четырех банков, для которых март не стал рекордным в плане роста депозитной базы, составили Bank RBK, Евразийский, Хоум Кредит и АТФ. Для Bank RBK этот месяц вообще стал худшим в рассматриваемом контексте: в марте здесь произошел отток клиентских средств на сумму 6 млрд тенге, который «обеспечили» физлица, снявшие со счетов 22 млрд. Зато в предыдущем месяце розничные клиенты принесли в RBK 25 млрд тенге новых вкладов (третий результат в секторе после Халыка и Сбербанка), поэтому мартовский разворот не стал для этого банка чувствительным. В целом за полугодие вклады в RBK выросли на 76 млрд тенге при подавляющей доле участия юрлиц в этом росте (72 млрд).
Для Хоум Кредита март также стал худшим месяцем из шести, принеся отток клиентских средств в размере 18 млрд тенге. Но здесь, в отличие от предыдущей истории, деньги изымали юрлица. За полгода они забрали из банка 29 млрд тенге. В итоге депозитный портфель Хоум Кредита за шесть месяцев сократился на 6 млрд тенге, и уходу в минус не смог помешать даже стабильный приток розничных вкладов, составивший почти 24 млрд. Надо отметить, что, во-первых, этот банк менее зависим от поведения депозиторов, чем его конкуренты. Доля клиентских средств в обязательствах Хоум Кредита составляет лишь 44%, что намного ниже среднерыночного показателя, равного 78%. Во-вторых, банк узко специализируется на рознице и юрлица не являются его целевой аудиторией.
В Евразийском банке депозиты в марте выросли всего на 2,4 млрд тенге, тогда как самыми урожайными месяцами стали апрель и июнь с объемами привлечения свыше 36 млрд, а самым разочаровывающим – февраль с оттоком в 20 млрд. За полгода вклады здесь увеличились на 64 млрд тенге, и сделано это было, как и в случае с Bank RBK, усилиями бизнес-клиентов (60 млрд). Эти два банка похожи еще и тем, что их акционеры владеют крупными горнодобывающими активами, которые хоть и подвержены сырьевой конъюнктуре, но не останавливались на карантин. Гипотетически эти предприятия имеют возможность поддержать дружественные банки ликвидностью, особенно в период, когда рыночные клиенты последних испытывают воздействие кризиса.
АТФБанк стал единственным игроком из периметра AQR, в котором вклады за полугодие снизились значительно – на 58 млрд тенге, хотя в относительном выражении этот отток не выглядит угрожающим (минус 6,4% к началу года). Здесь снижение фактически полностью пришлось на портфель бизнес-клиентов (57 млрд). Влияние режима ЧП на такую динамику не прослеживается, поскольку оттоки происходили в январе и феврале (на 30 млрд и 34 млрд соответственно), после чего возобновились в мае (на 29 млрд). В июне банку удалось нарастить депозитную базу на 7,5 млрд тенге, в том числе на 6 млрд за счет розничного сегмента.
Самые привлекающие
Совокупный объем вкладов в банковской системе после скачкообразного роста в марте (на 1,35 трлн тенге к февралю, или на 7,6%) затем в течение двух месяцев снижался: на 107 млрд тенге в апреле и на 54 млрд в мае. В июне вклады вернулись к росту, который составил 295 млрд тенге. Но, во-первых, этот приток был на 80% обеспечен корпоративными клиентами. Во-вторых, 40% от этого притока пришлось на один институт – Сбербанк. Поэтому июньский рост депозитов рано называть устойчивым.
Пятерку лидеров по привлечению вкладов за полугодие составили Халык, Kaspi, Сбербанк, Альфа и БЦК. Занявший 6-е место Jýsan весь II квартал фиксировал оттоки. Его ближайшие преследователи – Bank RBK, ВТБ и Евразийский, наоборот, последние три месяца демонстрируют притоки. Forte компенсирует снижение розничных депозитов увеличением корпоративных, но итоговая сумма оставляет его на 10-м месте. У Алтына выросли обе составляющие портфеля, но этого роста хватает лишь для того, чтобы занять 11-ю позицию. Три оставшихся игрока из периметра AQR – Нурбанк, Хоум Кредит и АТФ – завершили полугодие с оттоком клиентских средств.
Если расширить горизонт и посмотреть динамику вкладов за последний год (июнь к июню), то лучший результат окажется у Kaspi (+489 млрд тенге). На 23 млрд отстал Халык. Третьим идет Сбербанк (+344 млрд). Далее расположились Ситибанк и Жилстройсбербанк, но в нашем ренкинге они идут вне конкурса в силу специфики своего бизнеса. Поэтому 4-е место достается Forte (+153 млрд), а замыкает пятерку Альфа-Банк (+149 млрд).
Обращает на себя внимание присутствие в обеих топ-пятерках двух российских игроков. Сбербанк занимает 3-е место в секторе по объему клиентских средств (1,8 трлн тенге) и за последний год нарастил этот показатель на 24%, что в 1,5 раза выше среднерыночного показателя, составляющего 16%. Альфа, которая по размерам бизнеса гораздо меньше Сбербанка (12-е место по активам), увеличивает свой депозитный портфель еще вдвое быстрее – на 50% год к году. Если добавить сюда ВТБ, в котором рост вкладов за последний год составил 85%, то становится очевидным, что российские «дочки» навязывают серьезную конкуренцию местным банкам на рынке клиентского фондирования.