В Нацбанке рассказали о влиянии сезона отпусков на курс тенге
Заместитель директора Департамента монетарных операций Национального банка Иван Сердюк рассказал об основных трендах на валютном рынке и ожиданиях по курсовой динамике в августе. Об этом сообщает пресс-служба Нацбанка.
По словам представителя финрегулятора, с начала августа цены на нефть показывают небольшой рост на фоне данных о снижении запасов в США, а также взрыва в Бейруте. По мнению аналитиков, это может привести к перебоям в поставках. Так, 5 августа цены на нефть марки Brent достигли 5-месячного максимума и перешагнули отметку $45 за баррель.
«Если цены на нефть стабилизируются и перейдут в фазу постепенного роста, это может оказать положительное влияние на курс тенге: увеличатся поступления валюты и улучшится состояние текущего счета платежного баланса к концу года», – отметил Сердюк.
Специалист ответил на вопрос, что, кроме традиционных основных факторов влияния на тенге – нефти, динамики валют торговых партнеров и локальных факторов, может потенциально оказать влияние на курс национальной валюты?
«Рынок государственных ценных бумаг имеет потенциал стать фактором поддержки для нашей валюты. В настоящее время тенговые инструменты выглядят достаточно привлекательными для иностранных инвесторов на фоне государственных ценных бумаг других стран. У нас выше доходность. Покупки ценных бумаг зарубежными инвесторами отразятся на валютном рынке, станет больше валюты, что будет способствовать укреплению тенге», – считает замдиректора.
Представитель Нацбанка оценил влияние сезонных факторов – «налоговой недели» и «сезона отпусков».
«Каждый второй месяц квартала – это период «большой налоговой недели». В это время экспортеры выплачивают рентный налог и налог на добычу полезных ископаемых. Для уплаты налогов экспортеры продают валюту. Это, как правило, обеспечивает повышенное предложение на валютном рынке и соответствующую поддержку курсу тенге.
Однако стоит учитывать, что в августе оплата налогов будет производиться за второй квартал, а тогда цены на нефть достигали своих минимумов за последние десятилетия и достигали $19 за баррель. То есть эффект от фактора «налоговой недели» мы ожидаем умеренный.
Есть еще один сезонный фактор. Это так называемый «сезон отпусков», когда люди меняют тенге на иностранную валюту, чтобы полететь на отдых в другие страны. В этом году из-за коронавируса многие страны по-прежнему остаются закрытыми для туристов. Именно поэтому эффект «сезона отпусков» на тенге будет ограниченным», – делится мнением банкир. По его словам, на фоне восстановления экономической активности постепенно растет спрос на наличную инвалюту в обменных пунктах.
«В среднем с начала года обменники ежемесячно продают по $385 млн иностранных валютах, что меньше средних показателей 2018 и 2019 годов, когда ежемесячные продажи составляли по $575 и $653 млн соответственно. По нашим предварительным оценкам, в июле нетто-объем продажи валюты населению составит $450–$500 млн . Это внутренние факторы, которые могут оказать воздействие на стоимость доллара в августе», – заключил Сердюк.
Ранее недавнее падение тенге также объяснили в Нацбанке. Директор департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Турсунханов отметил, что объемы на бирже выросли из-за того, что биржа не работала в пятницу в связи с празднованием в стране Курбан айта. Тогда как глобальные финансовые рынки продолжали функционировать.
В пятницу 31 июля на Курбан айт в казахстанских пунктах обмена валют доллар достигал 427 тенге. Евро покупали за 500 тенге, продавали по 505 тенге – против покупки в 492 и продажи в 495 тенге днем ранее. В последний раз резкий скачок цены на доллар и евро в обменниках произошел 19 марта. Тогда обменники подняли цену на американскую валюту до 471 тенге.
Также национальный банк Казахстана 20 июля понизил базовую ставку до 9% и сузил процентный коридор до +/- 1,5 п.п.