Министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов прокомментировал изменения, которые были внесены накануне в правила реализации продажи алкогольной и табачной продукции в стране.
В июле 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал новый кодекс о здоровье, в котором появилась норма, запрещающая покупать сигареты и алкоголь лицам младше 21 года. Новое законодательство требовало от продавцов в обязательном порядке требовать от покупателя такой продукции документ, удостоверяющий его личность и подтверждающий достижение соответствующего возраста.
Эта норма вызвала недовольство в обществе, поскольку в торговых точках распространились случаи, когда алкоголь и сигареты отказывались продавать людям, достигшим преклонного возраста, но не взявшим с собой удостоверение личности или паспорт. Кроме того, процедура предъявления документа удлинила пребывание людей в очередях к кассам, в чем казахстанцы усмотрели нарушение карантинных норм, введенных в стране с началом пандемии коронавируса.
Министерство торговли и интеграции решило исправить эту ситуацию: 19 августа 2020 года глава этого ведомства Бахыт Султанов внес изменения в приказ «Об утверждении правил внутренней торговли», согласно которым удостоверение личности при покупке табачной и алкогольной продукции продавцы будут спрашивать лишь у молодых казахстанцев.
«Мы вчера разъяснили продавцам, что удостоверение нужно требовать только в случае, когда есть сомнения в возрасте покупателя», – сказал Султанов в ходе брифинга по итогам его отчетной встречи с населением в четверг.
Соответствующий пункт измененного приказа предписывает продавцам алкогольной продукции и (или) табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, отказывать покупателям, в отношении которых возникли сомнения в достижении ими указанного в законодательстве возраста, в продаже.
Глава торгового ведомства также подчеркнул, что не видит противоречия предыдущей норме законодательства, которая предписывала требовать документы у всех покупателей такой продукции. Он пояснил, что в законы, в том числе и в Кодексы, вносятся «нормы общего характера», которые могут уточняться или корректироваться подзаконными нормативными правовыми актами: постановлениями правительства или приказами министерств, как это произошло в данном случае.