«Курсив» насчитал в Казахстане ровно 20 банков, чьи расходы на содержание персонала, согласно аудированной отчетности, в 2019 году превысили 1 миллиард тенге. Совокупные траты этой двадцатки на своих работников выросли с 248 миллиардов тенге в 2018 году до 278 миллиардов в 2019-м, или на 12%. Для сравнения: инфляция в РК по итогам прошлого года составила 5,4%.
Больше всего (см. инфографику) рассматриваемую статью расходов увеличил Банк ЦентрКредит (+38% год к году). В трех структурах (Альфа, Алтын и АТФ) рост составил свыше 20%. В Халыке, который является самым крупным работодателем на банковском рынке, затраты на персонал выросли всего на 1%. И, наконец, три организации (Jýsan, Capital и AsiaCredit) свои кадровые бюджеты урезали.
Общий знаменатель
Расстановка банков в порядке сумм, которые они тратят на сотрудников в целом, выглядит достаточно предсказуемо и не сильно отличается от расстановки по штатной численности. Гораздо информативнее такой показатель, как средние расходы на одного работника в месяц. Разумеется, его нельзя считать средней ежемесячной зарплатой, поскольку в затратах банков на персонал зашиты не только оклады и премии. Сюда, например, может входить единовременная матпомощь по вступлению в брак, рождению ребенка, выходу на пенсию, другие пункты соцпакета.
«Расходы на содержание персонала включают в себя такие выплаты, как расходы на служебные командировки, подготовку и переподготовку кадров, медицинское страхование персонала, социальные и прочие выплаты, не являющиеся доходом работников», – рассказали в пресс-службе Жилстройсбербанка.
Тем не менее расходы банка на единицу персонала, даже с учетом неизбежных погрешностей в расчетах, дают достаточно близкое представление об уровне вознаграждения в этом банке и еще более близкое – при сравнении вознаграждений в разных БВУ (поскольку погрешность расчетов будет примерно одинаковой для всех организаций). «Курсив» подсчитал этот показатель (отношение затрат на персонал к фактической численности работников) для 18 банков и компании Kaspi.kz, Ситибанк раскрыть численность персонала отказался.
От двухсот и выше
По нашим расчетам, самыми высокооплачиваемыми в 2019 году стали работники Алтына со средним вознаграждением 846 тыс. тенге в месяц (здесь и далее – включая налоги, социальные и прочие выплаты, отнесенные к расходам на персонал). По этому банку возможна погрешность, связанная с количеством служащих.
В открытых источниках точных цифр нет, банк раскрыть их отказался, поэтому «Курсиву» пришлось использовать данные, указанные на сайте Алтына. Источник, близкий к банку, подтвердил, что сейчас там работает примерно 500 человек.
Второе место занял Capital Bank – 744 тыс. тенге. Здесь наверняка присутствует погрешность из-за знаменателя, поскольку за прошлый год штат этого проблемного банка сократился почти вдвое (с 370 до 218 человек), при этом среднесписочная численность неизвестна. Ушедшие 150 человек не покинули банк одномоментно и получали зарплату в течение большей или меньшей части 2019 года, однако в расчетах вся эта зарплата «досталась» 218 оставшимся сотрудникам. Для этого банка адекватными (не с точки зрения соответствия его бизнес-возможностям, а с точки зрения соответствия действительности) выглядят показатели 2018 года, когда среднее вознаграждение здесь составило 474 тыс. тенге. Впрочем, аномалия Capital Bank – единственная в наших расчетах, а сам этот институт трудно отнести к игрокам, чьи показатели отражают объективные рыночные тенденции.
В четырех банках (Сбербанк, RBK, Жилстрой и Альфа) удельные расходы на персонал превысили 500 тыс. тенге. Еще четыре структуры (Forte, Kassa Nova, Jýsan и Tengri) преодолели планку в 400 тыс. Пять игроков (AsiaCredit, БЦК, ВТБ, АТФ и Халык) потратили на сотрудников свыше 300 тыс. тенге в месяц. А четверку банков с самыми низкими зарплатами составили Хоум Кредит, Нурбанк, Kaspi и Евразийский. Как можно увидеть, в список не самых щедрых работодателей сектора вошли три организации, которые, с одной стороны, являются высокоприбыльными, но с другой – содержат масштабный штат сотрудников. Зато не скупились на зарплаты управленцы в трех маленьких банках, в которых во второй половине прошлого года и в начале нынешнего обнаружились серьезные проблемы с ликвидностью.
Понятно, что средний показатель коварен, но сравнить банки друг с другом он позволяет. Его можно сделать более релевантным, если исключить из общих затрат на персонал долю ключевых управленцев (как правило, это члены совета директоров и правления). Например, в Алтыне доля топ-менеджмента в расходах на персонал составляет 20%. Без ее учета размер среднего вознаграждения снижается сразу на 170 тыс., до 675 тыс. тенге. В Kassa Nova на руководителей высшего звена приходится 22% от общей суммы вознаграждений, без них среднее значение уменьшается на 90 тыс., до 346 тыс. тенге. В Bank RBK доля топов составляет 13%, без нее среднее вознаграждение корректируется на 70 тыс. тенге вниз, до 485 тыс. Также влияние этого фактора ощутимо в Forte (53 тыс. тенге), Сбербанке (45 тыс.), Альфе и Jýsan (30 тыс.), Евразийском (28 тыс.) и Хоум Кредите (23 тыс.).
Вверх и вниз
Если говорить о динамике среднего вознаграждения, то самый высокий рост (не считая аномального показателя Capital Bank) продемонстрировали Алтын (+162 тыс. тенге к предыдущему году), Альфа (+148 тыс.) и БЦК (+76 тыс.). Альфа-Банк на запрос «Курсива» не ответил.
В БЦК нам сообщили, что в 2019 году банк привлек ряд ключевых игроков в основные направления бизнеса и начал работу по изменению системы оплаты труда с тем, чтобы эффективные сотрудники зарабатывали здесь в среднем больше, чем в других банках. Новая система оплаты труда базируется на двух основных принципах: внутренняя справедливость и внешняя конкурентоспособность.
«Наша цель – создать все условия для привлечения и удержания эффективных сотрудников и постепенного вытеснения тех, кто не достигает ожидаемых результатов», – рассказали в пресс-службе БЦК.
В шести банках удельные расходы на персонал по сравнению с 2018 годом снизились, в том числе наиболее значительно – у Жилстроя (на 96 тыс. тенге), Халыка (на 66 тыс.) и проблемного AsiaCredit (на 52 тыс.). В Халыке на запрос «Курсива» не ответили.
В Жилстройсбербанке подтвердили факт снижения зарплат, но в гораздо меньших масштабах, чем это следует из расчетов «Курсива». По данным банка, в 2019 году среднее ежемесячное вознаграждение (без учета таких выплат, как расходы на служебные командировки, подготовку и переподготовку кадров, социальные выплаты и прочее) снизилось на 12 тыс. тенге, с 550 тыс. до 538 тыс. Сокращение зарплат происходит из-за изменения структуры штатной численности, пояснили в пресс-службе. Банк увеличивает штат фронт-офиса и сокращает управленческий персонал.
«Уровень заработной платы работников изменился с момента введения в банке системы грейдирования в 2018 году. Это позволяет подбирать лучшие кадры ввиду конкурентоспособной оплаты труда и не допускает раздувания ФОТ и численности при увеличении производительности работников», – отметили в пресс-службе.
В текущем году, по информации Жилстроя, размер зарплат в банке не претерпел значительных изменений. Индексация зарплат не производилась, а система поощрения на основании личной эффективности работников не изменилась, резюмировали в пресс-службе.
Участие в прибыли
Лидерство Алтын Банка по удельным расходам на персонал становится понятнее, если рассмотреть такой показатель, как прибыль банка в расчете на одного работника. В этой номинации Алтын в прошлом году тоже был лучшим в секторе. Каждый его сотрудник в среднем заработал для банка 28,7 млн тенге, из которых 10 млн банк на этого же сотрудника и потратил.
Далее в этом списке эффективности идут Халык, Жилстрой и Kaspi.kz с показателем около 20 млн тенге прибыли на единицу персонала, от которых немного отстал Сбербанк (17 млн). Но делятся прибылью с коллективом эти банки по-разному: Сбербанк и Жилстрой находятся в верхней пятерке по удельным расходам на персонал, остальные два игрока – в нижней.
В 2019 году никто не мог предвидеть грядущую пандемию и вызванные ею экономические потрясения. В текущей ситуации вряд ли уместно оперировать такими понятиями, как банки с высокой или относительно низкой зарплатой. Ценность рабочего места возросла сама по себе, задача момента – сохранить те места, которые есть, и не ухудшить условия по ним. Банкам с окладами пониже сделать это, казалось бы, легче, но очевидная трудность в том, что рабочих мест у них много, а зарабатывать (в том числе, чтобы поддерживать эти места) стало гораздо сложнее из-за возросшего клиентского риска. Рейтинговые агентства еще в начале кризиса предположили, что банковский сектор РК в этом году будет балансировать на грани безубыточности, и свои прогнозы не меняли. Одним из способов смягчения нагрузки на ФОТ может стать снижение вознаграждений топ-менеджеров. По информации «Курсива», в некоторых банках такое решение либо уже принято, либо обсуждается.