Как не потерять внутренний рынок газа
На этой неделе в одном из центральных республиканских СМИ был опубликован анализ состояния и проблем в газовой отрасли страны известного государственного деятеля, доктора технических наук Ляззата Киинова. По его мнению, главный и безотлагательный вопрос, стоящий сейчас перед газовым сектором, — пересмотр подходов к ценообразованию. Если это не будет сделано, то уже в самое ближайшее время бесперебойное обеспечение газом станет одной из глобальных проблем для нашей страны.
За разъяснением этой точки зрения редакция «Курсива» обратилась к национальному оператору АО «КазТрансГаз» (КТГ). Как отметили в компании, действительно, ежегодный рост потребления природного газа на внутреннем рынке при его низкой цене приводит к миллиардным убыткам национального газового оператора. В течение последних пяти лет из-за сдерживания цен для потребителей внутреннего рынка компания получила убыток в размере 305 млрд тенге, который был компенсирован за счет доходов от экспорта газа. В ситуации, сложившейся на газовом рынке в этом году, когда цены упали на 40–50% и падают объемы экспорта, субсидировать внутренний рынок становится невозможным. К тому же при текущем уровне оптовых и розничных цен на газ убыток группы КТГ от реализации газа на внутреннем рынке в 2021 году составит 164 млрд тенге, включая затраты на эксплуатацию газопровода «Сарыарка» в размере 40 млрд тенге, а в 2025 году – 209 млрд тенге.
Из ответа пресс-службы «КазТрансГаза» нашей редакции следует, что в первом полугодии транспортировка газа по магистральным трубам и международный транзит упали на 10 и 15% соответственно. Экспорт товарного газа тоже снижается. При этом транспортировка и продажи газа для внутреннего рынка выросли на 9 и 3% соответственно. Рост потребления населением произошел не из-за падения цен. Это происходит в течение многих лет, потому что газ внутри страны дешевый и потребитель выбирает его как наиболее удобный энергоресурс.
То, что у нас самые низкие цены на газ, подтверждается аналитическими данными. Например, по результатам исследования, проведенного агентством «РИА Рейтинг» и опубликованного в июне этого года, выяснилось, что самые низкие цены на природный газ установлены в Казахстане – $44,7 за 1000 куб. м, на втором месте – Россия, где такой же объем продукта можно купить за $87,9, на третьем – Беларусь, здесь стоимость голубого топлива оценивается в $134,1 за 1 тыс. куб. м.
Однако такая картина сложилась не в результате рыночных факторов, а благодаря государственному регулированию и сдерживанию цен. В Казахстане национальный оператор «КазТрансГаз», а в России «Газпром» продают голубое топливо потребителям по ценам ниже рыночных, практически субсидируя население за счет выручки, полученной в результате экспорта и транзита газа (при этом цена газа для населения в РФ два раза выше, чем в РК).
Регулируемые тарифы – угроза экспорту и ресурсной базе
Традиционно в Казахстане основная масса электрических и тепловых станций работает на угле. Потребление природного газа стало расти после 2000-х годов, когда в республике начала формироваться отдельная газовая отрасль, создан национальный газовый оператор и организована соответствующая инфраструктура. Если, к примеру, в 2009 году КТГ на внутреннем рынке продал 7,8 млрд куб. м газа, то по итогам прошлого года этот показатель превысил 14 млрд куб. м, увеличившись за 10 лет почти на 80%.
Половина газа, поставляемого на внутренний рынок, используется для производства электроэнергии, более трети потребляет жилищно-коммерческий сектор, 14% – промышленность.
При этом производство товарного газа за этот же период выросло всего лишь на 34%, до 33,1 млрд куб. м. Да, объем валовой добычи газа чуть больше (рост на 57%, до 56,4 млрд куб. м), но около 40% попутно добываемого природного газа закачивается обратно в пласты для поддержания давления при добыче нефти. Ситуация усложняется еще и стагнацией производства газа, поскольку недропользователи и производители вынуждены продавать товарный газ по очень низким ценам, и это никак не способствует их желанию наращивать объемы производства. В республике закупочные цены значительно ниже той стоимости, которая позволила бы производителям получить какой-то приемлемый доход от собственных инвестиций.
Из-за роста внутреннего потребления, в том числе за счет введения новых газохимических проектов и перевода некоторых ТЭЦ на газ, в ближайшие пять лет объем экспорта газа может упасть на 20%, а прибыль от экспорта может сократиться более чем на треть.
При таком дисбалансе роста потребления и производства товарного газа страна рискует остаться без экспортных объемов, которые приносят бюджету немалую валютную выручку.
Отметим, что 10 лет назад подобная ситуация с регулируемыми ценами на газ привела к тому, что Египет из экспортера превратился в чистого импортера газа. Под угрозой оказалась энергетическая безопасность этой страны.
Так долго продолжаться не может
Согласно прогнозу IHS Markit, опубликованному в «Национальном энергетическом докладе за 2019 год», к 2040 году доля электроэнергетики в конечном потреблении газа останется на прежнем уровне, но объем потребления газа в электроэнергетике в результате ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей вырастет примерно на 92%, до 13,5 млрд куб. м. Доля промышленности в общем объеме потребления вырастет, а жилищно-коммерческого сектора, наоборот, снизится. Аналитики связывают рост применения газа в промышленности с использованием его в химической отрасли, которая только начинает набирать обороты в республике. Ожидается, что в течение ближайших 20 лет конечное потребление газа вырастет на 68%, до уровня 25,4 млрд куб. м, тогда как производство товарного газа увеличится всего лишь на 3,6%, до 38 млрд куб. м, что объясняется высокой потребностью в обратной закачке газа в пласт.
Мировой экономический кризис, снижение цен на нефть и пандемия коронавируса в совокупности обнажили недостатки и уязвимые места в различных секторах экономики. Существующая бизнес-модель получения, а затем продажи товарного газа в Казахстане не может просуществовать долго. В перспективе это может привести к нехватке продукции, банкротству оператора, а также социальному взрыву, когда придется резко поднимать цены на газ. Чтобы избежать таких печальных последствий, необходимо уже сейчас предпринимать меры, которые позволят безболезненно провести реформы в этой сфере и обеспечат долгосрочную стабильную поставку топлива на внутренний рынок.
Вопрос о возможности повышения тарифов и цены на реализуемый газ на внутреннем рынке нацоператор оставил без ответов – это в компетенции правительства в лице Минэнерго и Антимонопольного комитета.
Расчеты показывают
На сегодняшний день в Казахстане около 1 млн частных индивидуальных домовладений и 945 тыс. квартир пользуются природным газом. По нашим предварительным расчетам, если предположить, что розничную цену поднимут на 15%, то ежемесячные расходы владельцев домов в среднем увеличатся на 2 тыс. тенге. В принципе, жители квартир даже не почувствуют разницу – расход увеличится всего на 200 тенге в месяц!
Стоит отметить, что даже при таком повышении цены на газ в Казахстане по-прежнему будут оставаться ниже, чем в соседней России.
По мнению председателя Совета ветеранов газовой отрасли Казахстана Павла Климова, за все время деятельности крупные инвестиции и капитальные затраты на газификацию, модернизацию устаревших газораспределительных сетей и расширение газотранспортной системы «КазТрансГаз» осуществлял за счет заемных средств и доходов от экспорта, беря всю нагрузку на себя и не включая эти расходы в тариф.
«Благодаря проведенной работе существенно снижены уровень износа газопроводов и риски технологических аварий. Из всех сфер ЖКХ у газовой отрасли наиболее надежная инфраструктура поставок и распределения – за последние 10 лет не было ни одного крупного перебоя или срыва в системе газоснабжения и транспортировки Казахстана», – отметил ветеран отрасли.
По мнению экспертов, чтобы сохранить все достигнутые преимущества, а также предотвратить коллапс отрасли, необходимо сделать внутренний рынок безубыточным для газового оператора.
Если государство хочет, чтобы компания обеспечивала бесперебойную поставку товарного газа, то необходимо кардинально пересмотреть текущую политику в области газового ценообразования.