Ресурсы

Дистанционка снижает качество человеческого капитала

Зависит ли это от качества интернета?

Авторитетные международные организации считают, что длительное негативное влияние пандемии на сферу образования уже снижает качество человеческого капитала. Почему возникла такая угроза и как с ней справляются разные страны — в материале «Курсива».

Каким будет учебный год в разных странах мира?

В Казахстане 79% школьников будут учиться онлайн, 17% – посещать дежурные классы, 4% продолжат обучение в традиционном формате. Колледжи и университеты преимущественно останутся на удаленке, но министерство образования разрешило студентам технических, аграрных, медицинских и арт-специальностей перенести в офлайн 30% учебного времени для лабораторных и практических занятий.

Ближе к 1 сентября казахстанские соцсети заполнены постами родителей, которые крайне негативно относятся к тому, чтобы продолжать обучать своих детей дистанционно.

На этой неделе развернулся флешмоб «#хочу_в_школу», посредством которого казахстанцы и известные блогеры обращаются к властям с аргументами против дистанционного образования. Среди них — и не адаптированная к новым условиям методика обучения, и невозможность обеспечить всех детей компьютерами, и невозможность оставлять детей одних дома, и еще много прочего.

Во время пандемии вопрос образования в каждой стране решают по-своему. Родители американских школьников самоорганизуются и создают «нано-школы» или «пандемические модули»: несколько семей объединяются, чтобы нанять репетиторов для своих детей.

Вузы останутся на дистанционке. В Гарварде все лето обучали преподавателей правильно вести дистанционное обучение, переписали под новый формат более 180 курсов и создали новые инструменты. Удаленка останется как минимум до конца календарного года, в кампусы вернутся не более 25% студентов и сотрудников — те, у кого возникли сложности с дистанционным обучением. Всех, кто будет находиться в студенческом городке, обяжут еженедельно сдавать тесты на COVID-19. Кстати, борьбу с этим заболеванием в США нельзя назвать образцовой: страна стабильно занимает одну из лидирующих позиций по количеству заболевших и умерших.

А вот Япония, которая приняла наиболее эффективные меры против распространения пандемии, не стала закрывать школы. Японские родители каждое утро заполняют анкеты о физическом состоянии детей. Сокращенные занятия проходят через день, все носят маски и периодически выстраиваются в социально дистанцированные очереди, чтобы помыть руки. Отменены уроки пения, занятия физкультурой предполагают минимальное взаимодействие, а в столовых запрещено разговаривать. У каждой школы есть резервный план обучения, но пока прирост заболеваемости довольно низкий.

Таиландские школьники еще в июле вернулись в классы — с жесткими карантинными мерами. Везде установлены раковины для мытья рук и дозаторы с мылом, а ученики большую часть времени находятся в индивидуальных пластиковых боксах. Кроме того, они постоянно носят маски, дезинфицируют руки и замеряют температуру. Такой подход приносит свои плоды: с момента открытия школ не было зафиксировано ни одного случая заражения COVID-19.

В целом, все страны стараются либо создать безопасные условия для офлайн-обучения, либо сделать максимально доступным и простым обучение дистанционное. Так, в Италии появился сайт для преподавателей с инструментами конференцсвязи и готовыми планами уроков.

Танзанийская компания Ubongo, производящая образовательные мультфильмы для детей и взрослых, предоставила бесплатный доступ к своим продуктам всем африканским телеканалам и запустила собственную платформу для домашнего обучения с материалами на английском, суахили и других языках.

В Португалии получать и отправлять домашние задания ученикам без связи помогают почтальоны.

Бразильские школьники в дополнение к телеурокам используют мобильное приложение, в котором есть чат с педагогами.

Почему пандемия стала угрозой для образования?

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш называет пандемию причиной «крупнейшего в современной истории провала в системе образования по всему миру». В середине июля школы были закрыты в более чем 160 странах, что затронуло около миллиарда учащихся.

В Казахстане одной из основных причин трудностей с удаленным обучением весной назвали недостаточное покрытие и скорость интернета. Тем не менее, это не совсем верное заключение. Казахстан не входит в пятерку стран с самой высокой скоростью интернет-соединения, наряду с Южной Кореей или Арабскими Эмиратами, но и далеко не аутсайдер. В начале 2020 года компания Website Tool Tester опубликовала рейтинг стран по скорости загрузки интернета. Казахстан, улучшив за два года свои показатели на 17%, занял 113 место из 207: скачивание 5 Гб видео в нашей стране занимает в среднем 2 часа 26 минут и 25 секунд. Для сравнения, в Тайване (который находится на первой строчке рейтинга) это 8 минут и 2 секунды, а в Йемене (который занимает последнее место) — чуть больше 30 часов.

После глобального локдауна в Website Tool Tester оценили его влияние на скорость соединения в разных странах. Для Казахстана карантинные потери составили всего 6,2%. В Китае показатели сократились в два раза, в России — на 12,6%, а США нарастили мощность на 3,3%. Продуктивнее всего коронавирус повлиял на Анголу — скорость интернета увеличилась на 117,19%.

Несмотря на то, что Казахстан не может похвастаться самым быстрым интернетом, страна находится на пятом месте по его дешевизне. В конце 2019 года аналитики Picodi.com проанализировали прайс-листы мировых поставщиков безлимитного домашнего оптоволоконного интернета. Для удобства в качестве мерила использовали скорость подключения в 100 Мбит/с — она позволяет свободно просматривать сайты на нескольких устройствах одновременно и пользоваться стриминговыми сервисами в наилучшем качестве — 4K (UHD). Это чуть быстрее, чем в среднем по миру: в Сингапуре минимальный тариф предполагает 500 Мбит/с, а в Таджикистане или Вьетнаме даже 100 Мбит/с считаются привилегией. Самый дешевый интернет оказался в Украине — $6,19 в месяц, самый дорогой — в ЮАР, $87,24. Казахстанцы платят $11,21 в месяц за 100 Мбит/с.

Следовательно интернет – это не основной фактор, виляющий на качество дистанционного обучения. Большей проблемой, по мнению международных организаций, стала общая неподготовленность системы образования. Всемирный банк развития еще до пандемии считал, что казахстанские школьники отстают от сверстников в более развитых странах на 1,5 года. Причинами такого разрыва стали неравный доступ к образованию, отсутствие инклюзивности, недостаточная поддержка преподавателей и недостаточное участие семьи в процессе обучения.

Пандемия вскрыла новые проблемы. Оказалось, что далеко не все учителя обладают нужными для перехода на удаленку навыками, не все родители могут оставить работу и заниматься с детьми, а принятая система оценок оказалась бессмысленной. Кроме того, далеко не все страны начали переход на цифровое образование, что могло бы существенно облегчить онлайн-обучение.

Как устроено дистанционное обучение в разных странах?

В Южной Корее уровень распространения электронного обучения достигает 80%. Есть проекты виртуальных школ и киберуниверситетов. Уже 13 лет в стране работает программа «Электронный учебник», в рамках которой активно используются 3D-книги с дополненной реальностью. Исследования показали, что подобные технологии повысили успеваемость примерно на 30% — и, что примечательно, больше всего цифровые учебники помогли слабо успевающим детям. С 2015 года Корея постепенно отказывается от бумажных носителей — в электронный формат осталось перевести только выпускные экзамены.

Похожая программа есть и в Штатах. Она существует с 2012 года и подразумевает переход всех школ с 12 годами обучения на цифровую систему интерактивного обучения. В Калифорнии, например, уже полностью отказались от бумажных учебников. А чтобы снизить неравные условия для дистанционного обучения, местные чиновники заключили партнерство с Google, которое обеспечит бесплатный Wi-Fi 100 тысячам семей. Еще раньше крупнейшая школьная система штата Los Angeles Unified потратила $100 млн из районных резервов на компьютеры и портативные точки доступа.

Информатизация в эстонских школах началась еще в 1990-е. В 2006 году все школы были обеспечены интернетом и подключены к системе e-School, которая существует с 2004 года и обеспечивает быстрый доступ ко всей образовательной информации. Учебники с 1 по 12 класс по всем предметам существуют в электронном виде. Помимо экологичности и облегчения школьных рюкзаков, такой подход позволяет проводить межпредметные связи, публикуя внутри темы ссылки на пояснения в других учебниках.

В Казахстане силами операторов сотовой связи завершается первый этап программы «250+», которая предусматривает до конца 2020 года обеспечение мобильным широкополосным интернетом более тысячи населенных пунктов с численностью населения от 250 человек. Таким образом, цифровое неравенство между городом и селом стирается — и в скором времени сельчане получат такой же быстрый интернет, как и горожане, что даст им возможность пользоваться государственными цифровыми услугами, работать онлайн и, конечно, полноценно учиться дистанционно. Другой вопрос — на чем будут учиться дети, насколько доступны компьютеры и, самое главное, насколько быстро сможет адаптироваться методика образования.

Всемирная организация здравоохранения не радует прогнозами. Судя по всему, пандемия с нами всерьез и надолго. Значит, необходимо решать широкий спектр вопросов, связанных с повышением компьютерной грамотности учителей, обеспечением малоимущих семей компьютерами — и уже как можно скорее адаптировать образовательную программу к новым реалиям.