Казахстан столкнулся с кризисом доверия к тенге со стороны национальных и международных инвесторов. Об этом заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с ежегодным посланием народу.
По словам президента, низкий уровень диверсификации экономики и высокая волатильность курса сдерживают приток иностранных инвестиций, особенно в несырьевые сектора.
На начало года официальный курс тенге к доллару составлял около 382/$1, а в апреле на фоне снижения цен на нефть проседал до 448,52/$1. Таким образом, размер колебаний составил 66 тенге. Официальный курс на 1 сентября составляет 413,45/$1.
Негативную роль играют и проблемы регулирования валютного рынка, а также движение капитала, отметил Токаев.
«Значительная часть экспортной выручки даже не заходит на внутренний валютный рынок, оставаясь за рубежом. Правительству и Нацбанку следует заинтересовать экспортеров к продаже валютной выручки», – заявил президент.
Глава государства потребовал усилить и стимулирующую роль денежно-кредитной политики, которая во многом сдерживается опасениями перетока средств на валютный рынок.
«Банки же не торопятся кредитовать реальную экономику, поскольку имеют хорошую возможность зарабатывать на валютном рынке и инструментах Нацбанка», – констатировал Токаев.
Президент поручил принять меры по переориентации ликвидности из инструментов Нацбанка на кредитование бизнеса, а также прекратить валютные спекуляции.
«Полномочий и функционала Агентства по регулированию финрынков и Нацбанка для решения данной задачи вполне достаточно. Ожидаю значительного улучшения ситуации по итогам года», – сказал глава государства.
Отметим, в марте квазигосударственные компании в Казахстане обязали продавать часть экпортной валютной выручки на внутреннем рынке. Это требование распространяется на предприятия-экспортеры, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, в том числе компании АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
Обязательная продажа части валютной выручки началась с 26 марта. С начала введения мер объем продаж составил $890 млн. Как сообщал в начале августа глава Национального банка Ерболат Досаев, продажа экспортной валютной выручки сыграла роль в сдерживании ослабления курса нацвалюты.