Вновь создаваемое Агентство по защите и развитию конкуренции должно иметь статус правоохранительного органа, считает ведущий эксперт АО «Институт экономических исследований» Ерлан Каримов.
«Создание Агентства по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением президенту страны – действительно назревшая необходимость. Уже на протяжении нескольких лет Институт экономических исследований в своих исследованиях и аналитических записках по вопросам конкуренции не раз поднимал вопрос о придании антимонопольному органу статуса правоохранительного органа, который будет находиться в прямом подчинении у первого руководителя страны»,– сказал Каримов корреспонденту Kursiv.kz.
Накануне президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил воссоздать отдельное антимонопольное ведомство, которое будет напрямую подчиняться главе государства. Антимонопольная структура в истории Казахстана несколько раз то передавалась в ведение различных министерств, то вновь возрождалась в виде отдельных агентств.
Два года назад идея о наделении антимонопольщиков полномочиями правоохранительных органов вновь была высказана, на этот раз – вице-министром национальной экономики Сериком Жумангарином, а занимавший в ту пору пост главы МНЭ Тимур Сулейменов предложил подключить антимонопольщиков к базе данных налоговых органов.
Эти предложения вновь остались нереализованными, теперь же Токаев недоволен результатами, которые продемонстрировали антимонопольщики после последнего преобразования ведомства, и может прислушаться к сторонникам усиления полномочий антимонопольного агентства. Выступая во вторник с посланием народу Казахстана, он обратил внимание на то, что в стране «многие рыночные ниши плотно забетонированы далеко не рыночными методами», в результате новые предприниматели либо не могут войти в тот или иной рынок, либо после вхождения в него вынуждены подчиняться частным монополистам.
По оценке главы государства, антиконкурентные проявления сохраняются практически на всех товарных рынках страны, в регионах же, по его словам, главной составляющей коммерческого успеха зачастую является административный ресурс.
В связи с этим, отметил президент, нужно разобраться с так называемыми «монопольными» государственными и частными игроками, в связи с чем он и намерен создать в Казахстане сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции. По мнению Каримова, здесь можно использовать зарубежный опыт по наделению антимонопольных ведомств аналогичными полномочиями.
«Как известно, во многих странах с развитой конкуренцией антимонопольный орган создается и функционирует в качестве правоохранительного органа, наделенного большими полномочиями при проведении расследований: к примеру, «налеты на рассвете» и допросы могут проводить антимонопольный орган Великобритании – Competition and Markets Authority, CMA, специальная группа по расследованию нарушений антимонопольного законодательства при Европейской комиссии, Канады – Competition Bureau Canada и Австралии – Australian Competition and Consumer Commission», – отметил эксперт.
Помимо этого, Каримов убежден, что деятельность Агентства по защите и развитию конкуренции в Казахстане должна стать прозрачной. Для этого Агентство должно публиковать пресс-релизы о начале расследований в отношении субъектов рынка, размещать в открытом доступе версии отчетов о проводимых расследований на своем интернет-портале, активно использовать методы экономического анализа для проведения качественного расследования и регулярно проводить общественные слушания.
Также эксперт считает, что в стране необходимо создать отдельный суд (трибунал) по вопросам конкуренции и продвигать принцип «конкурентного нейтралитета» для снижения государственного участия в экономике страны. О необходимости разгосударствления экономики накануне заявил и Токаев, по сведениям которого в собственности у центральных госорганов, акиматов и госхолдингов все еще находится около 7 тыс. объектов рынка.