Основной рост экспорта пришелся на отгрузки Аи-92 в Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию и Грузию, сообщает Argus Media.
По данным Информационно-аналитического центра нефти и газа (государственное учреждение), экспорт бензина из Казахстана железнодорожным транспортом в первом полугодии 2020 года достиг 277,4 тыс. т, что на 96,6%, или почти в 30 раз, больше по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. При этом импорт дизельного топлива вырос на 76%.
Афганистан – основной импортер
Более половины от всех экспортных поставок бензина Аи-92 – 141,3 тыс. т – было отгружено в Афганистан. Аналитики Argus отмечают, что Минэнерго РК с начала года выделяло квоту на экспорт бензина, которая превышала 100 тыс. т в месяц. Экспорт должен был предотвратить затоваривание продуктом местных нефтехранилищ на фоне слабого спроса на топливо на внутреннем рынке. В течение полугодия фактические отгрузки казахстанского бензина в среднем составляли 18,6 – 83 тыс. т в месяц. Во втором квартале продажа топлива на внутреннем рынке республики выглядела предпочтительнее экспортных поставок. Пик экспорта пришелся на май – июнь, когда отгрузки казахстанского бензина достигли 70,7 – 83,1 тыс. т в месяц.
Крупные объемы бензина отправили на экспорт такие казахстанские ресурсодержатели, как Petrosun и «КазМунайГаз» (КМГ). В основном экспортировали бензин марки Аи-92. Вывоз бензина Аи-95 составил 1 тыс. т.
Компания Vitol, основной экспортер казахстанского бензина, в первом полугодии отправила крупные партии топлива в Афганистан, а также в Таджикистан, Узбекистан, Грузию и в порт Тамань (Россия). В марте-апреле привлекательность поставок бензина в направлении Тамани и Грузии начала снижаться на фоне резкого уменьшения цен на продукт в Европе.
В апреле правительство Казахстана отменило запрет на экспорт дизтоплива и авиакеросина, существовавший с 2011 г., с целью ликвидации профицита топлива на внутреннем рынке, отмечает агентство. Однако поставщики столкнулись с низким спросом на эти продукты на сопредельных рынках из-за введения в регионе карантинного режима, и экспортные отгрузки продлились только один месяц.
В апреле фактический объем зарубежных поставок дизтоплива составил 15,6 тыс. т, которые были отгружены в Узбекистан, Киргизию и Таджикистан.
График поставок авиакеросина в апреле предусматривал возможность экспорта 20 тыс. т продукта с Атырауского и Шымкентского НПЗ. Но компании продали всего около 360 т авиатоплива одному из узбекских аэропортов.
Сократился экспорт мазута и ВГО
Железнодорожные поставки темных нефтепродуктов из Казахстана за рубеж в январе-июне этого года сократились почти втрое, до 572,2 тыс. т. Вывоз мазута и вакуумного газойля (ВГО) продолжает снижаться на фоне уменьшения их производства, поясняет Argus.
Через порт Тамань на Черном море в первом полугодии было отгружено 373,4 тыс. т казахстанского мазута и ВГО, что составляет 67% от общего экспорта данных нефтепродуктов из Казахстана.
Железнодорожные поставки казахстанского мазута в направлении грузинских терминалов снизились на 86% до 21,2 тыс. т, по сравнению с прошлым годом.
С Атырауского и Шымкентского НПЗ мазут поставлялся в Узбекистан, где в основном этот продукт использовался в качестве топлива на узбекских ТЭЦ. В июне после долгого перерыва возобновились поставки казахстанского мазута с нескольких мини-НПЗ в направлении портов Кавказ и Таганрог.
Отгрузки в Киргизию в первом полугодии уменьшились на 6%, до 61 тыс. т. Нефтепродукты отгружались в основном в направлении мини-НПЗ в городе Кара-Балта, который использует их в качестве сырья для переработки.
Вырос импорт дизтоплива
Импорт нефтепродуктов в Казахстан по железной дороге в первом полугодии этого года вырос на 51%, до 266,4 тыс. т. Основной рост пришелся на поставки дизтоплива из России на фоне относительно невысоких цен на этот продукт в марте-июне. Крупные объемы российского бензина и дизтоплива поступали с Салаватского, Орского и Омского НПЗ, а также с нижнекамских заводов компаний «Таиф» и «Танеко».
С конца марта до 30 июня правительство Казахстана вводило запрет на импорт бензина, дизтоплива и авиакеросина по железной дороге. После введения запрета торговые компании резко увеличили автомобильные поставки дизтоплива напрямую с российских НПЗ или же с перевалкой через российские станции Мамлютка и Петропавловск на севере Казахстана, отмечает Argus.
В начале года казахстанские компании импортировали около 15 тыс. т авиакеросина производства Омского завода. Однако позже столкнулись с накоплением избыточных запасов продукта в районе станции Сороковая в городе Нур-Султан (Астана), сообщили агентству участники рынка.
В итоге, несмотря на рост объемов экспорта бензина, в целом экспорт нефтепродуктов казахстанского производства в январе-июне этого года по сравнению с первым полугодием прошлого года сократился на 44%, до 865,8 тыс. т. В основном за счет снижения на 56%, до 428,2 тыс. т, поставок мазута и на 74%, до 144,2 тыс. т – вакуумного газойля. При этом импорт нефтепродуктов вырос на 51%, до 266,4 тыс. т. В основном за счет роста на 76%, до 211,1 тыс. т, поставок дизельного топлива и авиакеросина – на 105%, до 27,5 тыс. т.
Напомним, что КМГ, контролирующая 81% рынка нефтепродуктов Казахстана, в первом полугодии на своих казахстанских заводах переработала чуть более 6 млн т нефти, что на 9,7% меньше по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.
Компания, чтобы избежать затоваривания нефтепродуктами на фоне падения спроса из-за пандемии, на 16,9% снизила мощности на Павлодарском нефтехимическом заводе и на 13,7% – на Шымкентском НПЗ. Атырауский завод уменьшил объем переработки на 2,4%. В общей сложности казахстанские НПЗ национальной компании произвели более 5,4 млн тонн нефтепродуктов, что на 11,3% ниже, чем в прошлом году.