Наличие в Казахстане дешевых кредитов, предоставляющихся в рамках госпрограмм, не позволяет Нацбанку эффективно использовать базовую ставку. Об этом заявил заместитель председателя Нацбанка Акылжан Баймагамбетов.
По его мнению, существование в отличие от базовой ставки альтернативной стоимости заемных ресурсов в экономике мешает регулятору эффективно реализовать денежно-кредитную политику.
«Существующие государственные программы в основном направлены на субсидирование ставок вознаграждения по кредитам. Такой механизм искажает определение справедливой стоимости ресурсов на кредитном рынке, снижая действенность процентного и кредитного каналов и оседая в банковской системе в виде профицита ликвидности», – отметил Баймагамбетов.
По подсчетам Нацбанка, за 2015-2019 годы в рамках различных программ развития и поддержки экономики через субсидирование было прокредитовано договоров на 4,3 трлн тенге.
Баймагамбетов напомнил, что роль денежно-кредитной политики регулятора заключается в сглаживании макроэкономических колебаний для того, чтобы поддерживать стабильный рост без рецессий и перегрева: во время роста стабилизация не дает экономике перегреваться, во время спада стимулирует экономическую активность, позволяя вырасти инфляции.
Главный инструмент Нацбанка при проведении денежно-кредитной политики – это базовая ставка. Ее изменение постепенно с временными лагами передается в ставки по депозитам, а от них – в ставки по кредитам.
Профицит ликвидности на денежном рынке Казахстана также складывается из-за процикличной бюджетной политики и процесса дедолларизации. Процикличность бюджетной политики характеризуется тем, что во время экономического подъема государство начинает тратить все больше, а во времена кризиса – тратит меньше, не стимулируя экономику.
В этих условиях Национальный банк через свои инструменты стремится обеспечить ставки денежного рынка в пределах процентного коридора базовой ставки.
Поэтому, считают в регуляторе, стимулирование роста экономики через государственные программы требует пересмотра действующих механизмов поддержки с переориентацией их целей и задач.
«Программы, которые не доказали свою эффективность, должны быть прекращены. Государственная поддержка может оказываться новым предприятиям на этапе становления, с соответствующими встречными обязательствами, но не должна являться постоянным окном доступа к дешевым кредитам», – подчеркнул Баймагамбетов.
Отметим, наличие большого объема ликвидности по нерыночным процентным ставкам в экономике – также одна из причин, по которой частные компании Казахстана практически не финансируются на бирже. Ряд предприятий МСБ и крупного бизнеса, которые потенциально могут разместить облигации по приемлемым ставкам, финансируются по госпрограммам по ставкам ниже рыночных, что делает привлечение капитала на рынке нецелесообразным.
В результате нерыночного кредитования ожидаемые бизнесом ставки существенно отличаются от реальных рыночных ставок, считает регулятор. Согласно обзору конъюнктуры реального сектора экономики Казахстана, подготовленному Нацбанком по итогам II квартала, приемлемая для горнодобывающей промышленности ставка кредитования составляет 3,7% годовых, но фактическая составляет 12,4%; для обрабатывающей промышленности приемлемая — 5,4%, фактическая — 10,4%. В строительстве приемлемая 5,4%, фактическая — 10,4%; в торговле приемлемая – 6,2%, фактическая — 11,9%; в транспорте приемлемая — 6,2%, фактическая — 11,9%.
Национальный банк 7 сентября принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9% годовых с процентным коридором +/- 1,5 п.п. Текущий уровень базовой ставки, как считает регулятор, позволит сохранить контроль над динамикой инфляционных процессов и обеспечить плавное замедление годовой инфляции на среднесрочном горизонте.