В Караганде завершились судебные разбирательства по делу о нападении на генерального директора горно-обогатительного комплекса корпорации «Казахмыс» Амангельды Минигулова.
Изучив материалы уголовного дела и обстоятельства произошедшего, суд пришел к выводу о виновности председателя профсоюза «Кәсіп Қорған» Тогузбая Тажбенова и прекратил производство по делу в связи со смертью подсудимого. Тажбенов обвинялся в покушении на убийство Амангельды Минигулова и незаконном ношении оружия. Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован в суде вышестоящей инстанции.
«Вина Тажбенова была доказана показаниями потерпевшего Минигулова, протоколом осмотра места происшествия, изъятыми вещественными доказательствами, а также проведенными по делу судебным экспертизами. Согласно заключению психолого-психиатрической экспертизы, он был психически здоров и не находился в состоянии аффекта в момент совершения противоправных действий», – сообщил судья-координатор по СМИ межрайонного уголовного суда Карагандинской области Бекзат Шалгимбаев во время брифинга в Facebook.
По версии обвинения, оказавшись наедине с Минигуловым, Тажбенов произвел выстрел из гладкоствольного ружья в его сторону, но промахнулся. Выстрелить во второй раз ему помешали Владимир Лян, Сабыржан Тембаев и Тулеген Пшембаев, занимающие руководящие посты в компании. Они находились в кабинете Минигулова до того, как в него вошел Тажбенов. Тогда Тажбенов достал нож и вонзил его в спину Минигулова, после чего ранил им себя в сердце и скончался, так и не доведя преступление до конца.
Незадолго до этого сотрудники Жезказганской обогатительной фабрики направили коллективную жалобу председателю совета директоров корпорации Эдуарду Огаю. По их словам, назначение Тажбенова на должность главы профсоюза существенно ухудшило положение работников. С поступившей жалобой разбирался Минигулов. Он провел несколько встреч с работниками и самим Тажбеновым. На 24 января 2020 года был назначен съезд профсоюза, на повестку дня которого планировали вынести вопрос об освобождении действующего председателя от занимаемой должности.
По мнению стороны защиты, следствие не установило, что на самом деле произошло в кабинете топ-менеджера «Казахмыса». К показаниям Ляна, Тембаева и Пшембаева необходимо относиться критически: они являются заинтересованными лицами, поскольку находятся в подчинении у Минигулова. Прямые доказательства вины Минигулова в покушении на убийство и незаконное ношение оружия не установлены.
Изначально уголовное дело передали в суд, а не прекратили на стадии досудебного расследования в связи со смертью подозреваемого, поскольку на этом настоял сын профсоюзного лидера Нурсултан Тажбенов.
«Кәсіп Қорған» – самый крупный из четырех профсоюзов, действующих в компаниях группы «Казахмыс». В общей сложности в нем состоят 54,1 тыс. человек. В то время как в рядах «Казпрофметалла» значатся 1700, «Достойного труда» – 900, «Enbek» – 750. Каждый работник ежемесячно отчисляет 1% от заработной платы в виде профвзносов. В среднем сотрудники «Казахмыса» получают на руки в месяц от 150 тыс. тенге до 450 тыс. тенге, в зависимости от должности и характера работы.
Согласно законодательству Казахстана, профсоюзы в своей деятельности должны быть независимы от государственных органов, политических партий, работодателей, неподконтрольны и неподотчетны им.