IDF Eurasia планирует выход на биржу МФЦА

Опубликовано
Прибыль «МФО ОнлайнКазФинанс» выросла в пять раз, несмотря на пандемию

Впервые в истории KASE микрофинансовая организация разместила облигации на бирже. Компания «МФО ОнлайнКазФинанс» (бренды Solva и Moneyman), входящая в группу IDF Eurasia провела успешный выпуск ценных бумаг и планирует дальше расширять присутствие на фондовом рынке, в том числе на AIX. Член совета директоров IDF Eurasia, директор по инвестициям Иван Савельев поделился, как компании удается достигать целей и наращивать прибыль даже в период пандемии. 

— Вы стали первой МФО, которая вышла на KASE. Это знаковое событие для рынка. Расскажите о вашем успехе, почему компания решила стать публичной?

— Мы — быстрорастущая компания и  ставим своей целью как минимум — ежегодно удваивать размеры бизнеса.  Для обеспечения данного роста нам необходим капитал. Поэтому мы не могли обойти стороной рынок публичного долга. 

idf-eurasia-planiruet-vyxod-na-birzhu-mfca-2.jpg

На рынке капитала компания присутствует  уже три года. Первое размещение облигаций мы провели на Московской бирже в 2017 году.  При этом в России компания работает с 2012 года, на казахстанском рынке присутствует с 2015.  То есть понятно, что хронологически участником местного рынка долгового капитала мы должны были стать  чуть позже. На самом деле для нас выход на Казахстанскую фондовую биржу — это очень важный шаг, так как мы стали первой МФО в Казахстане, разместившей облигации. До текущего года попросту не было законодательной возможности размещать облигации для сектора МФО. Мы очень ждали, когда такая возможность появится, и как только это произошло, компания сразу начала работать в этом направлении. 

— Как долго вы готовились к выходу на KASE?

— Подготовка началась еще в феврале, изначально мы планировали размещать облигации в начале лета. Однако ситуация с COVID-19 несколько изменила наши планы. В результате того, что под влиянием пандемии все процессы затянулись: биржа и регулятор какое-то время работали удаленно, нам удалось провести размещение только в конце августа. Тем не менее, мы считаем, что стратегически достигли своей цели. 

— Расскажите подробнее о дебютном размещении в Казахстане?

— В первый день торгов мы успешно разместили облигации почти на 2 миллиарда тенге. Срок обращения бумаг два года с купоном 19% годовых.  Выплаты по купонам будут осуществляться ежеквартально: в ноябре, феврале, августе и далее до августа 2022 года. Общий объем зарегистрированного выпуска — 4 миллиарда тенге, поэтому мы рассматриваем доразмещения оставшихся бумаг. Казахстанское законодательство в этом плане очень удачно структурировано и позволяет нам без проблем проводить доразмещение в течении неограниченного времени, по сути, до окончания периода обращения бумаг. Разумеется, мы не планируем делать это на протяжении двух лет и постараемся доразместить весь объем уже осенью.
 
Более того, в этом году планируем сделать второй выпуск на AIX (Биржа МФЦА). Мы рассматриваем вторую биржу Казахстана, поскольку видим там большие перспективы. Будем стараться сделать выпуск на AIX уже в конце сентября, начале октября. Он будет отличаться от размещения на KASE. Мы рассматриваем также двухлетние бумаги с сопоставимым объемом выпуска. Однако, в отличие от KASE, там мы хотим протестировать спрос на долларовый инструмент.

Важно понимать, что на компании, вышедшие на  биржу, накладываются определенные обязательства связанные с раскрытием информации относительно существенных фактов и событий, в том числе и финансовых.  Конечно, это требует определенной нагрузки на персонал компании, но мы безусловно будем предоставлять всю информацию в соответствии со всеми требованиями законодательства.

— Насколько удалось увеличить капитализацию компании за период размещений?

— Если мы говорим о капитализации, как о стоимости акционерного капитала, то за последний год она выросла по казахстанскому направлению минимум в 4-5 раз. Безусловно, размещения очень помогли в этом, но рост не связан с выпуском облигаций напрямую. Это результат увеличения наших показателей основного бизнеса, который в Казахстане представлен небанковским кредитованием, а в России небанковским кредитованием и коллекторской деятельностью. 

— Поделитесь, как проводилась оценка стоимости облигаций? Какие категории участников фондового рынка стали обладателями ваших бумаг?

— Это был традиционный процесс, в ходе которого наш главный организатор компания АО «Фридом Финанс» проанализировала спрос, провела маркетинг выпуска и собрала заявки на бумаги. По итогам этого процесса сформировалась ставка отсечения, которую мы согласовали и определили на уровне 19% годовых. Если бы мы обозначили ставку  ниже, например 17-18%, то реализация целевого объема была бы крайне затруднительна. Более высокая ставка также не отвечала нашим интересам.  Так, с учетом интересов эмитента и инвесторов сформировалась итоговая доходность инструмента.  

Приобрести бумаги может любое физическое и юридическое лицо, у которого есть брокерский счет, как во Фридом Финанс, так и в любой другой брокерской компании. В нашем случае базой инвесторов в основном стали физические лица. Так как облигации выпускаются в тенге, они более привлекательны для резидентов, чем для иностранных инвесторов. Юрлица и институциональные инвесторы больше заинтересованы в квазисуверенных облигациях и бумагах с высоким кредитным рейтингом. А вот высокодоходные инструменты, такой, как наш, пользуются спросом у ритейл-инвесторов.

— Как компания справилась с трудностями, возникшими в результате пандемии?

— Принципиальных сложностей не было, так как в основе бизнес-модели нашей компании умение оценивать и правильно управлять рисками. Стрессовой была ситуация с переходом на удаленный режим работы: какие-то организации перестроились довольно быстро, от других потребовалось больше времени и усилий. Нашей задачей было познакомить биржу с нашей деятельностью.  Микрофинансовый бизнес на самом деле не настолько простой, как может показаться на первый взгляд. Нам очень помог наш главный организатор, компания Фридом финанс. Вся процедура была организована очень профессионально. 

Если говорить о финансовых результатах, то, несмотря на пандемию, нам удается наращивать обороты. В 2015 году мы начали работу в Казахстане,  2018 стал годом становления компании. В прошлом году мы заработали первую существенную прибыль более 1 миллиарда тенге. А уже в начале этого года мир столкнулся с коронавирусом. Подобных событий не было со времен великой депрессии, не считая Второй мировой войны. Несмотря на экономический спад, мы более, чем успешно отработали первое полугодие 2020 года. За первые 6 месяцев 2020 года компания заработала практически столько же прибыли, сколько за весь 2019 год. Если сравнивать 6 месяцев 2020 года с первым полугодием 2019 года, то показатели чистой прибыли увеличились в пять раз. 

— Благодаря чему вы достигли таких результатов?
 
— Основа нашей модели бизнеса, как я уже отмечал выше, — это умение оценивать и правильно управлять рисками. Как мы видим, это сработало даже в ситуации с таким черным лебедем, как коронавирус. Как только мы поняли, что ситуация во всем мире выходит из-под контроля, компания моментально перестроилась. Мы провели определенные изменения в кредитной политике, ужесточили стандарты кредитования. Это позволило не допустить ухудшение качества кредитного портфеля. А это, пожалуй, ключевой параметр для кредитной организации. 

При этом очень важно отметить, что мы действовали исключительно в русле тех мер, которые предпринимались правительством Казахстана по поддержке населения, а также малого и среднего бизнеса. Мы предоставили клиентам, которые в этом нуждались, все необходимые отсрочки. Сейчас их срок подходит к концу, и эти клиенты постепенно возвращаются в свои графики погашения. 

— Расскажите о своих планах. К какому рубежу будет стремиться компания в ближайшие годы, планирует ли выход на IPO?

— Несмотря на то, что мы уже присутствуем на фондовых рынках Казахстана и России, у нас есть долгосрочная стратегия развития на биржах. Если говорить про IPO и расширение присутствия на фондовом рынке путем именно размещения акций, то это безусловно является возможным вариантом и даже нашей целью. Нужно сказать, что для IPO требуется минимальный размер компании и нам нужно еще подрасти до этого уровня. Я думаю, что реально мы можем говорить об IPO не раньше 2022 года. Но это есть в целях, и мы будем рассматривать размещение как нашего российского, так и казахстанского бизнеса.

Партнерский материал

Читайте также