Как мировые ЦБ управляют базовыми ставками во время пандемии

Опубликовано
«Курсив» проанализировал динамику процентных ставок в разных странах

Развитые и развивающиеся экономики весной снижали ставки на фоне замедления деловой активности из-за пандемии. Большинство стран с самыми высокими процентными ставками – это развивающиеся экономики, которые страдают от гиперинфляции.

Самые высокие ставки в мире

Самый яркий пример – Венесуэла. Годовая инфляция в стране в июле составила 2358%, что является одним из минимальных уровней за последние пять лет. Центральный банк страны больше не устанавливает базовую ставку, сосредоточившись вместо этого на управлении обменным курсом национальной валюты. По расчетам портала Trading Economics, межбанковская ставка в Венесуэле на данный момент составляет около 39%.

Центральный банк Аргентины в марте снизил ставку на 2 п. п., до 38%, мотивировав это признаками замедления инфляции и необходимостью поддержать экономику. Мартовское снижение было восьмым по счету с декабря 2019 года, когда в должность вступил президент Альберто Фернандес. Новое правительство ставило своей целью избежать очередного дефолта, чего, как известно, ему так и не удалось.

Резервный банк Зимбабве в августе повысил базовую ставку с 15 до 35%, чтобы «снизить спекулятивные заимствования и давление на золотовалютные резервы». Регулятор пояснил, что повышение ставки было необходимо для снижения избыточной ликвидности на рынке, которая могла быть направлена на покупку иностранной валюты, усиливая таким образом давление на курс доллара Зимбабве.

Следующая по величине ставка – 27% – зафиксирована в Йемене. Раздел новостей на сайте ЦБ страны не обновлялся с 2014 года, когда там началась гражданская война, в результате которой столица Сана перешла под контроль повстанцев-хуситов. Признанное международным сообществом правительство, а с ним и Центральный банк перебрались в Аден, в то время как в Сане появился «повстанческий» ЦБ.

Центральный банк Либерии в августе оставил ставку на уровне 25%, мотивировав это необходимостью поддержания курса либерийского доллара. В мае ЦБ Либерии снизил ставку с 30% до 25%.

ЦБ Конго в марте снизил свою базовую ставку с 9% до 7,5%, чтобы поддержать экономическую активность в стране. В августе на фоне роста избыточной ликвидности и ослабления нацвалюты регулятор Конго увеличил ставку сразу на 11 п. п., до 18,5%. Комитет монетарной политики в сентябре оставил ставку без изменений.

 

Центральный банк Анголы не менял свою монетарную политику с мая 2019 года, когда базовая ставка была снижена с 15,75% до 15,5%. На последнем заседании в июле регулятор в качестве основания для удержания ставки отметил сохранение факторов риска инфляции с учетом неопределенностей, связанных с пандемией, и денежно-кредитными эффектами мер стимулирования.

Регулятор Сьерра-Леоне в марте снизил базовую ставку с 16,5% до 15%. С тех пор монетарная политика в стране не менялась. В заявлении банка Сьерра-Леоне от 2 июля отмечается усилившееся в мае инфляционное давление, связанное с ускорением роста цен на продукты.
 
ЦБ Ганы, как и многие другие регуляторы, в марте снизил ставку с 16% до 14,5%. С тех пор ставка не менялась. На июльской встрече представители регулятора отметили необходимость поддержки макроэкономической стабильности в стране, несмотря на замедление роста ВВП с начала коронакризиса. 

Замыкает рейтинг Узбекистан. В этом году страна дважды снижала свою базовую ставку – в апреле с 16% до 15% и в сентябре с 15% до 14%. Как отметили в центральном банке страны, последнее решение обусловлено «необходимостью сохранения умеренно положительных реальных процентных ставок в экономике, а также достижения баланса между целью по инфляции и поддержанием экономической активности в условиях пандемии».
kak-mirovye-cb-upravlyayut-bazovymi-stavkami-vo-vremya-pandemii-5.jpg

Самые низкие ставки в мире

Большинство стран с низкими ставками – развитые. Возглавляют список три государства с отрицательными ставками – Швейцария (–0,75%), Дания (–0,6%) и Япония (–0,1%). 

Базовая ставка в Швейцарии не меняется с 2015 года. На заседании в июне представители швейцарского регулятора снизили свой прогноз по инфляции на фоне более низких темпов экономического роста и снижения цен на нефть. В этом году инфляция ожидается на уровне –0,7%, в 2021-м она составит –0,2%, в 2022 году должна достичь 0,2%.

ЦБ Дании в марте, в отличие от многих других регуляторов мира, повысил свою ставку на 15 п. п., до –0,6%. Как пояснили в банке, это было сделано для поддержки кроны. Дания поддерживает стабильность своей валюты в узком диапазоне по отношению к евро, а ЦБ меняет процентные ставки с единственной целью выполнения этого мандата.

ЦБ Японии на заседании 17 сентября сохранил базовую ставку на уровне –0,1%, на котором она находится с 2016 года. Регулятор также оставил без изменений таргетируемую ставку доходности для государственных облигаций на уровне около 0%.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) 10 сентября сохранил базовую процентную ставку по кредитам на нулевом уровне, ставка по депозитам также осталась на прежнем уровне – минус 0,5%, ставка по краткосрочным кредитам ЕЦБ – на уровне 0,25%. В ЕЦБ ожидают, что ставки останутся на текущих или более низких уровнях, «пока прогноз по инфляции не будет устойчиво приближаться к уровню близкому, но ниже 2% в пределах прогнозного периода». 

Банк Англии в марте снизил ключевую ставку до 0,1% – самого низкого уровня в своей истории. С тех пор ставка не менялась. Однако в протоколе последнего заседания ЦБ, состоявшегося 17 сентября, появилось упоминание о том, что регулятор рассматривает возможность введения отрицательной ставки, «если того потребуют прогнозы инфляции и объема производства».

Регулятор Сингапура не устанавливает процентную ставку, а управляет обменным курсом сингапурского доллара по отношению к корзине валют основных торговых партнеров Сингапура. Соответственно этому показателю меняется SIBOR – справочная ставка, основанная на процентных ставках, по которым банки предлагают ссужать друг другу необеспеченные средства на межбанковском рынке Сингапура. Сейчас она составляет 0,16%.

Федеральная резервная система (ФРС) США в марте на внеплановом заседании снизила целевой диапазон ключевой ставки до 0–0,25% годовых. С тех пор ставка не менялась. В заявлении по итогам сентябрьского заседания регулятор обновил таргет по целевой инфляции – теперь он составляет «несколько выше 2%». Также ФРС поставила цель по максимальной занятости населения. До достижения этих целей ставки не будут повышаться. 

ЦБ Южной Кореи на заседании в августе оставил свою базовую ставку на рекордно низком уровне –0,5%, на котором она находится с апреля текущего года. Как отметил регулятор, экономика страны остается вялой на фоне снижения потребительского спроса и объемов экспорта.

Национальный банк Венгрии на сентябрьском заседании оставил базовую ставку без изменений – на уровне 0,6%, ставку по депозиту овернайт на уровне –0,05%, несмотря на то, что инфляция в августе выросла до 3,9%, выше таргета в 3%.

Центральный банк Парагвая планомерно снижал свою ставку с марта текущего года. Если на конец февраля она составляла 4%, то в июне – уже 0,75%. По итогам августовского заседания ЦБ оставил ставку без изменений. Как пояснил регулятор, несколько индикаторов экономической активности в стране демонстрируют признаки восстановления.
kak-mirovye-cb-upravlyayut-bazovymi-stavkami-vo-vremya-pandemii-6.jpg

Базовая ставка в Казахстане

Казахстан перешел к свободно плавающему курсу тенге в 2015 году. Тогда же Национальный банк объявил о переходе на режим инфляционного таргетирования. Как объяснил тогда регулятор, процентные ставки, устанавливаемые Нацбанком, будут использоваться для удержания инфляции в целевом коридоре. Первая базовая ставка была установлена на уровне 12% при коридоре инфляции 6–8%.
  
Уже месяц спустя Нацбанк повысил ставку до 16% и сузил коридор колебаний до +/– 1 п. п. Своего максимального значения – 17% – базовая ставка достигла в феврале 2016 года и оставалась на этом уровне до мая того же года. Со второй половины 2016 года регулятор планомерно снижал ставку. Более чем полтора года – с мая 2018-го по февраль 2020 года – ставка составляла 9–9,25%. 

В марте 2020 года Нацбанк принял внеочередное решение по ставке, не­ожиданно повысив ее на 3 п. п., до 12%. Регулятор объяснил решение необходимостью поддержания стабильности цен на фоне негативного влияния рисков со стороны внешнего сектора. Нацбанк также расширил процентный коридор до +/– 1,5 п. п. Меньше недели спустя, оглашая очередное решение по ставке, Нацбанк сохранил ее на уровне 12%, подчеркнув, что повышение индикатора «оказало превентивное воздействие на распространение паники на рынках» и «позволило ограничить возникающие инфляционные риски и защитить стоимость тенговых активов». 

Уже в начале апреля Нацбанк РК принял второе внеочередное решение и снизил ставку до 9,5%, отметив, что ее продолжительное поддержание на уровне 12% на фоне внешних шоков «может оказать ограничивающий эффект на экономическую активность». Процентный коридор при этом был расширен до +/– 2 п. п. 

Дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики произошло только в июле, когда регулятор снизил ставку до текущих 9% и сузил процентный коридор ее колебаний до мартовских +/– 1,5%. Снижение базовой ставки, пояснили в Нацбанке, обусловлено ослаблением проинфляционных рисков и более сильным, чем ожидалось, сокращением экономической активности в первом полугодии. Регулятор также отметил существенное снижение риска долларизации, что расширило потенциал для снижения ставки. 

Июльское решение по ставке совпало со вторым карантином в Казахстане, продлившимся с 5 июля до 17 августа. Как предположили в Нацбанке, решение по снижению ставки до 9% позволит сгладить влияние последствий мер по ужесточению карантина на казахстанскую экономику. На последнем заседании 8 сентября регулятор оставил ставку без изменений. Следующее решение по ставке ожидается 26 октября.

Читайте также