В 2019 году общемировой бокс-офис составил $42,5 млрд – это рекордный показатель за всю историю кинематографа.
В 2020-м доходы киноиндустрии сокрушительно упали. Для сравнения – сборы в Северной Америке в 2019 году составили $11,4 млрд, ожидания 2020-го – $3,4 млрд. В Поднебесной во время китайского Нового года в этом году кинотеатры заработали $4,2 млн, прошлогодний показатель того же периода – $1,76 млрд.
Во многих странах кинотеатры прекратили свою работу из-за COVID-19 и продолжают оставаться закрытыми. Студии решили больше не откладывать премьеры и начали подстраиваться под новые реалии.
Первый пошел
Пионером стала компания Universal – ее мультфильм «Тролли. Мировой тур» вышел и в «цифру» (на интернет-видеосервисах), и в кинотеатры (там, где они были еще открыты). Стоимость просмотра премьеры онлайн составляла $20. До пандемии вариант одновременных кинорелиза и цифровой премьеры был невозможен. Ранее выход в Сеть мог случиться лишь после того, как фильм отработает свое в прокате (минимум три месяца).
Свои самые кассовые проекты – «Форсаж-9» и 25-ю серию Бондиады под названием «Не время умирать» Universal пока держит для кинотеатров. В то же время киностудия договорилась со знаменитой сетью кинотеатров AMC о новом стандарте для кинопроката и сократила окно между офлайн- и онлайн-премьерой до 17 дней. Решение революционное – до эпидемии коронавируса продюсеры тщетно просили кинотеатры сузить время этого окна с 90 дней хотя бы до 30.
Остальные студии присоединились к реформаторам. В начале августа даже такой гранд-игрок и обладатель самых кассовых франшиз, как Disney (а ему меньше всех выгодны цифровые премьеры), объявил о решении выпустить блокбастер «Мулан» (бюджет $200 млн) на платформе Disney+, предложив его в прокат за $29,99 по системе PVOD (премиальный просмотр контента дома). Шаг оправданный, если учесть, что за девять месяцев с момента своего появления в ноябре 2019 года стриминг уже заработал 60 млн подписчиков и в данный момент приблизился к тем KPI, которые ставились на 2024 год. Кроме того, «Мулан» мог и не добрать в прокате – ведь его предлагают бойкотировать еще со съемочного периода. Сначала причиной была исполнявшая главную роль актриса – она поддержала полицию Гонконга в борьбе с демонстрантами. Сейчас, после премьеры, есть новый повод для бойкота – в титрах выражается благодарность руководству Синьцзяня, а в этом регионе, по сообщениям мировой прессы, находятся лагеря перевоспитания для мусульман.
Что такое VOD?
VOD расшифровывается как video on demand, то есть это видео по запросу, система индивидуальной доставки абоненту ТВ-программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой, эфирной телевизионной или интернет-сети. Другими словами, это возможность смотреть любимый киноконтент онлайн, не выходя из дома, на стриминговых сервисах, различных интернет-площадках, в онлайн-кинотеатрах. VOD-платформ десятки: Netflix, Disney+, Hulu, Amazon Prime Video, ivi, ОККО, Megogо YouTube, Apple TV и др.
На рынке видеосервисов существует несколько моделей VOD:
• PVOD (premium video on demand) – это премиальная аренда контента, когда можно посмотреть любой фильм, даже из разряда кинособытий, не выходя из квартиры и неограниченное количество раз. Причем по цене одного билета в кинотеатр, примерно $20 за 48-часовую аренду;
• TVOD (transactional video on demand) – эконом-вариант аренды контента в течение ограниченного времени, часто с возможностью смотреть лишь ограниченное количество раз;
• SVOD (subscription video on demand) – система подписки, когда пользователь получает доступ к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров;
• AVOD (advertising video on demand) – воспроизведение контента сопровождается рекламой;
• EST (electronic sell-through) – пользователь получает возможность просмотра единицы контента в течение неограниченного времени без ограничения по просмотрам (продажа контента).
Как работала система проката раньше?
Система относительного перемирия между кинотеатрами и VOD-площадками складывалась десятилетиями, ведь кинотеатрам приходилось конкурировать то с широким распространением ТВ, то с кабельными каналами, то со стримингами. До последнего времени удавалось договориться о следующем: сначала фильм выходит в кинотеатре и держится там не менее 90 дней (таковы правила в США), потом он появляется на платных стримингах и только после всего этого – в бесплатном телеэфире с рекламой.
Развитие потоковых сервисов, обладающих собственным контентом, слегка подрезало кинопрокатный «пирог», но принципиальные договоренности сохранялись прежними.
К тому же кинотеатры во многих странах защищены законом. К примеру, во Франции между выпуском фильма в кино и выходом его в стриминг должно пройти три года. Как раз из-за этого условия часть выпущенных Netflix картин ушла из конкурса Каннского кинофестиваля, защищающего интересы французских кинотеатров, на Венецианский.
Отдельный пункт – авторское кино. Для кинопроката его покупают мало и довольно осторожно. Оно всегда продвигалось через участие картин в фестивалях: в Каннах, Венеции, Берлине, Торонто и т.д. Для продюсеров арт-хауса это главные площадки для продажи прав и заключения ключевых сделок. Из-за пандемии часть фестивалей отменили, часть – провели в урезанном или онлайн-формате, поэтому сделок было заключено намного меньше обычного.
Как будет работать система проката теперь?
Локдауны и возможная вторая волна коронавируса диктуют смешанную схему дистрибуции – теперь большинство фильмов, кроме самых кассовых, с большой вероятностью будут выпускать если не одновременно в кинотеатрах и в формате PVOD, то с минимальной разницей по времени. Аналитик компании MoffetNathanson Роберт Фишман уверен, что окно между релизом в прокате и цифровой премьерой существенно сократится, и не исключено, что даже меньше, чем до 17 дней, о которых договорилась Universal.
Такие условия, скорее всего, станут причиной закрытия некоторых кинотеатров. На рынке останутся только те, у которых есть «подушка безопасности» – к примеру, если они входят в состав корпораций с диверсифицированным бизнесом, или если их поддерживает государство. Уже звучат предположения, что ряд разорившихся кинотеатров в США выкупят Disney или Netflix, чтобы показывать там исключительно свои проекты. Тем более, что в Соединенных Штатах с 2020 года отменены так называемые «парамаунтовские соглашения», которые еще с 40-х годов прошлого века запрещали студиям покупать кинотеатры.
Российский кинокритик Мария Кувшинова, вслед за западными коллегами, предрекает значительное обеднение кинопрокатной сетки – во-первых, из-за того, что часть съемок сейчас заморожена и, к примеру, в 2022-м будет попросту нечего показывать аудитории. Во-вторых, кинотеатрам станет выгодно показывать только тентполы и блокбастеры (и то, и другое – это дорогостоящие проекты, которые могут заработать большую кассу). Для картин же с меньшим бюджетом выход в большой прокат станет непосильной роскошью. Все среднебюджетные, по голливудским меркам, фильмы (а это картины с бюджетом от $50 до $100 млн) будут за каких-то три недели перебираться с экранов на стриминги и VOD. Все «второстепенное» кино сразу же отправится на стриминг-платформы. Исключение составит лишь авторское фестивальное кино с шансами на «Оскар».