В Казахстане можно получить компенсацию за травму, полученную на удаленном режиме работы. Об этом Kursiv.kz рассказал заместитель председателя правления АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания» Алемжан Акажанов.
– Алемжан Алтынбекович, насколько актуальна и востребована тема страхования жизни и здоровья в обществе? Ведь у нас как-то не принято думать о плохом, строя планы на будущее? Как вообще сейчас развивается рынок страхования? Востребован ли он?
– Анализируя нашу работу, отмечу, что продукт страхования востребован. Наши граждане всё больше интересуются страховыми продуктами, учитывая изменения в сфере здравоохранения и ввод обязательного медицинского страхования. К тому же многие сталкивались со страхованием жизни и здоровья при выезде за границу и уже понимают важность и преимущества наличия страхового полиса.
Надо отметить, что рынок страхования жизни в нашей стране развивается очень динамично. В начале прошлого года в Казахстане работали всего 6 компаний в данном направлении. Сегодня их уже 9, в числе которых и ГАК.
У каждой компании по страхованию жизни есть свои особенности, приоритеты: одни работают в основном на рынке пенсионных аннуитетов, иные продвигают накопительные продукты.
– А чем Государственная аннуитетная компания отличается от частных страховых компаний? Расскажите о своей деятельности.
– ГАК является единственной государственной компанией, представленной на рынке страхования жизни. И мы делаем акцент на социальном направлении. Основу нашей продуктовой линейки составляют такие социальные программы, как пенсионный аннуитет, страхование работников от несчастного случая, страхование ответственности работодателя. Также есть программы и добровольного страхования жизни для частных и корпоративных клиентов – «Хранитель» и «Премиум».
Если говорить о конкурентоспособности, то наша компания входит в топ-3 по активам и страховым резервам среди компаний по страхованию жизни. Также мы в тройке лидеров по страховым премиям, собираемым по аннуитетам обязательствам работодателей. Еще мы занимаем третье место среди компаний по страхованию жизни по объему страховых выплат.
Вместе с тем, учитывая потенциал компании, мы понимаем, что не можем ограничивать нашу деятельность, работая только в рамках действующей продуктовой линейки, в связи с чем мы приступили к разработке новых страховых продуктов, о которых скоро сообщим.
– Давайте поговорим подробнее о страховании работников от несчастных случаев. Казалось бы, существует несколько НПА, которые позволяют защищать права трудящихся. Однако по факту часто люди вынуждены отстаивать их самостоятельно. Как бы вы оценили отношение работодателей к необходимости ОСНС?
– Закон «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» реализуется в Казахстане с 2005 года. Согласно ему, каждый работодатель, независимо от формы собственности и численности коллектива, обязан страховать своих работников от несчастных случаев на производстве. Это нормативное требование, которое необходимо соблюдать. И работодатель должен понимать свою ответственность.
Заключив договор обязательного страхования, организация не только соблюдает законодательство, но и освобождает себя от возможных финансовых потерь. Все крупные компании, особенно те, работа в которых связана с высоким риском травматизма и профессиональных заболеваний, это понимают и постоянно заключают договоры обязательного страхования работников от несчастных случаев.
– Повлияло ли на «охват» ОСНС введение ограничительных мер из-за коронавируса?
– Введение ограничительных мер из-за пандемии COVID-19 безусловно повлияло на субъекты МСБ. Компании приостанавливали свою деятельность либо полностью закрывались, что, в свою очередь, оказало влияние на охват системой ОСНС в простом количественном выражении.
По данным портала LSM.kz, со ссылкой на Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК, на 1 августа 2020 года число приостановивших свою работу юридических лиц превысило 100 тысяч. Это на 22,2% больше, чем годом ранее. Из общего числа действующих компаний их количество составило почти треть – 31,3%.
– Мы понимаем, что страховой рынок зарабатывает за счет страховых взносов, а агенты – благодаря вознаграждениям. Не становится ли страхование работников от несчастных случаев возможностью заработать для агентов?
– Страховой агент является представителем страховой организации, осуществляющей операции по заключению договоров. Да, основной доход агента состоит из комиссионных вознаграждений за продажу услуг от размера страховой премии по видам страхования. На сегодняшний день любая компания по страхованию жизни вправе привлекать страховых агентов, в том числе и по договорам обязательного страхования работников от несчастных случаев.
Однако в нашем законодательстве произошли изменения в части деятельности страховых агентов. И с 1 января 2021 года начнут действовать поправки, внесенные в Закон РК «О страховой деятельности». Согласно новой редакции закона, при заключении договоров ОСНС будет запрещено привлекать агентов и выплачивать агентские вознаграждения.
– Как мы с вами уже отметили, пандемия создала новые обстоятельства. Многие предприятия перешли на дистанционный режим работы. Однако «удаленка» не учитывает многих нюансов, и работники часто остаются незащищенными. Что если кто-то получит травму в ходе исполнения трудовых обязанностей при дистанционном формате? Как в данном случае оценивается наступление страхового случая?
– Если сотрудник, официально работающий на дистанционном режиме (на дому), получит травму или увечье при исполнении должностных обязанностей, то работодателю совместно с трудовым инспектором необходимо провести расследование несчастного случая. Если комиссия признает его производственной травмой, произошедшей на удаленном рабочем месте, то компания по страхованию жизни осуществит страховую выплату пострадавшему работнику. То есть защита прав трудящихся в данном случае действует и при «удаленке».
– Сколько фактов наступления страховых случаев было в 2020 году? Какие сферы наиболее подвержены рискам?
– В каждой страховой компании действует служба андеррайтинга, специалисты которой оценивают возможные риски, связанные с деятельностью клиента.
Есть отрасли промышленности, в которых класс риска считается высоким. К таким можно отнести, например, добычу сырой нефти, железной руды, цветных металлов, производство строительных материалов, минерального сырья для химической промышленности, машиностроение и др.
Помимо вида деятельности, учитываются стаж работы предприятия и возникавшие в прошлом страховые случаи на производстве. Тарифы для клиентов устанавливаются по классу профессионального риска клиента. Например, с начала текущего года в нашей компании 20 несчастных случаев были признаны страховыми и по ним были произведены выплаты. Всего по ОСНС с января по август 2020 года наша компания произвела выплаты на сумму более 217 миллионов тенге.
– Какие аргументы вы можете назвать работодателям, чтобы доказать необходимость и эффективность ОСНС?
– В большинстве случаев работодатель осознает необходимость в страховании своих работников, ведь за уклонения от заключения договора страхования работодателя влечет штраф. Согласно закону, штраф для физических лиц составляет 10 МРП, для частных нотариусов, частных судебных исполнителей и субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций – 160 МРП, для среднего предпринимательства – 400 МРП, а для крупных производств – в размере 1000 МРП.
С другой стороны, работодатели сами понимают, что дешевле и выгоднее застраховать работников, чем самостоятельно выплачивать миллионные компенсации пострадавшим сотрудникам и их семьям при возникновении несчастного случая.
И работники производств должны знать о своих законных правах и требовать от работодателя официального трудоустройства и обеспечения страхования на рабочем месте.