Почему техрегулирование хотят увести в цифру
Внесенный в парламент Закон «О техническом регулировании» в новой редакции позволит перевести документы по сертификации в электронный формат и создать реестр государственной системы технического регулирования на единой платформе. За счет этого Министерство торговли и интеграции рассчитывает решить проблемы, связанные с раскоординированностью контроля в сфере техрегулирования и оборотом серых сертификатов.
Основная задача нового закона (Закон от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» должен будет утратить силу) – навести порядок с качеством производимой внутри страны и импортируемой продукции. «Много лет наша страна придерживалась политики снижения нагрузки на бизнес. Это привело к тому, что многие сферы остались без должного внимания, чем непременно воспользовался недобросовестный бизнес, – признал во время презентации нового закона в мажилисе вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев. – В сфере техрегулирования это привело к тому, что некоторым предпринимателям было дешевле оплатить штраф, чем проводить испытания на безопасность и качество продукции. А несовершенство элементов аккредитации и сертификации, а также устаревший госконтроль способствовали этому. В этой связи перед нами сейчас стоят две ключевые задачи – наведение порядка на рынке и реализация конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей».
Серые зоны сертификации
Альтернативы для бизнеса – проводить испытания продукции или оплатить штраф – разработчики законопроекта не оставляют: документ запрещает выпуск продукции в обращение без наличия сертификатов. Сейчас сертификат тоже обязателен, однако его наличие у импортера не означает, что продукция действительно прошла испытания. В Казахстане существует практика, при которой правообладатель сертификата, добросовестно проводивший испытания, может просто не знать, что кто-то пользуется его сертификатом для продажи своей продукции.
Эта ситуация распространена в сфере коммерческой автотехники и касается в первую очередь ввоза в Казахстан китайских грузовиков, утверждает директор по техническому регулированию Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Ербол Сейпилов. С наплывом грузовой автотехники из КНР Казахстан сталкивается с 2017 года. Тогда импорт из КНР увеличился на 59% по сравнению с 2016 годом – на конец 2016-го количество зарегистрированных китайских грузовых авто в стране превышало 25 тыс. единиц. По словам Сейпилова, многих этих машин на дорогах Казахстана вообще не должно было быть, потому что они не соответствуют экологическому классу, прописанному в национальном техрегламенте. Но на них изготавливаются липовые сертификаты соответствия, и машины заходят в Казахстан.
В 2017 году госорганы провели мероприятия по пресечению серого ввоза этой техники в страну. В результате было аннулировано около 300 свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства именно на китайские самосвалы, которые были выданы с нарушением.
Однако в 2018 году серые импортеры не остановились. «Вместо сертификатов безопасности Таможенного союза (ТС) они стали использовать одобрение типа транспортного средства. Этот документ удостоверяет соответствие транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям регламента ТС «О безопасности колесных транспортных средств». Одобрения были выданы на автомобили экологического класса Евро-5. Хотя автомобили из Китая не подпадали под параметры, указанные в этом документе», – отмечает Сейпилов.
Границы закрывают вручную
Аннулирование свидетельств импортеров китайской техники не остановило – они продолжили ввозить самосвалы класса Евро-2.
Поэтому в 2019 году Комитет технического регулирования и метрологии Минторговли и Комитет госдоходов Минфина ввели новую практику – должностные лица обоих ведомств совместно прямо на границе досматривали ввозимые из Китая грузовики.
«Через досмотр прошло около 2 тыс. единиц техники. Было выявлено 39 единиц коммерческой техники из Китая, не соответствующей требованиям регламента в части экологических требований, – говорит Сейпилов. – Тогда же было выявлено, что импортеры использовали фальсифицированную копию одобрения типа транспортного средства без ведома его правообладателя. По итогам судебного дела автомобили были возвращены в ту страну, откуда они пришли. Еще по ряду аналогичных фактов дела не возбуждались, но грузовики были выдворены из страны, то есть импортеры не проходили досмотр, а заворачивали автомобили сами. Я считаю, что пресечение контрафактной продукции на границе дает больший эффект, чем выявление ее на внутреннем рынке».
Но совместные рейды оказались накладными и хлопотными, а в условиях карантина – неосуществимыми. Сейчас таможенники пытаются выводить нарушителей на чистую воду самостоятельно. Внутри страны их подстраховывает мониторинговая группа по выявлению нарушений по документам об оценке соответствия. В 2019–2020 годах она аннулировала более 200 свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Но главная цель Минторговли – выявлять несоответствие на границе, а не внутри страны – не была достигнута.
Ставка на цифру
Система контроля за качеством производимой внутри страны и ввозимой продукции была несовершенной не только в области автомобилестроения.
По данным Ассоциации производителей цемента, в 2018 году в Казахстан завезен 1 млн тонн цемента, при этом из 224 сертификатов, выданных на эту продукцию, 212 были с нарушением. Еще один пример – сертификация кабельно-проводниковой продукции. На этом рынке, по утверждению ассоциации «Союз производителей кабельной продукции», обращается до 80% потенциально опасной продукции, но проверками охватывается лишь десятая доля рынка. Между тем, как утверждают в отраслевом союзе, практически все ЧП и пожары на строительных и торговых объектах связаны с некачественной кабельной продукцией, по которой испытания по пожаробезопасности не проводятся в полном объеме.
Словом, главная проблема – разрозненность контроля со стороны государства за рынками сертифицируемой продукции. Минторговли видит выход в создании интегрированной информационной системы о продукции, обращаемой в Казахстане, которая позволит отойти от физически неосуществимого в отношении всего рынка контроля в «ручном режиме».
Институт надзора, который выстраивает закон в новой редакции, предполагает запрет выпуска продукции в обращение на казахстанский рынок без наличия сертификатов. Выдача сертификатов перейдет в электронный формат, что позволит отслеживать и изымать несертифицированную продукцию. Все электронные документы будут аккумулироваться в реестре государственной системы технического регулирования. Заключение сертифицирующего органа по любому виду продукции должно автоматически отражаться в этом реестре. Электронные сертификаты будут выдавать только при наличии фото-, видеофиксации испытаний экспертами-аудиторами в аккредитованной лаборатории. «Это искоренит серые сертификаты – когда испытания не проводятся, а сертификат выдается», – поясняет глава Министерства торговли и интеграции Бахыт Султанов.
Единая цифровая платформа соберет также списки объектов технического регулирования, субъектов аккредитации (органов по подтверждению соответствия, испытательных и поверочных лабораторий), техрегламентов, а также международных, региональных и национальных стандартов. Также там будут вывешены и постоянно обновляться перечень отозванной и изъятой продукции, результаты контроля за субъектами аккредитации, реестры недобросовестных субъектов аккредитации и недобросовестных экспертов-аудиторов.
Антиреклама работает лучше штрафов
Разработчики законопроекта говорят, что аналогичные системы сбора информации о случаях причинения вреда и для оповещения потребителей об опасной продукции существуют в странах Европы. Речь о системе RAPid Exchange – (RAPEX), которая с 2003 года включает в себя информацию о качестве и безопасности всей непищевой продукции, за исключением фармацевтической и медицинской. А аналогичная система предупреждения об опасных продуктах питания – Rapid Alert System for Foodand Feed – работает в Европе с 1979 года.
Европейская база данных обновляется еженедельно, к ней имеют доступ все потребители ЕС. Система не отменяет в ряде стран ЕС того самого ручного контроля, который сейчас есть в Казахстане. Так, в Финляндии орган по технической безопасности Tukes отправляет сотрудников в торговые точки для визуальной проверки маркировки товаров. При обнаружении грубых нарушений инспекторы Tukes вправе оформить запрет на реализацию товара. Вся информация о выявленной опасной продукции помещается в СМИ. Как утверждают в Финляндии, такая антиреклама бьет по точкам торговли посильнее штрафов.
В Казахстане пока не планируют столь же массированно выводить информацию о нарушителях в публичное пространство, но обещают предоставить населению «ограниченный доступ» к реестру государственной системы технического регулирования. Потребитель будет знать, реализация какой именно продукции запрещена в стране, но точки, где она продавалась, пока называть не будут.