Новости

Как построить собственный бизнес в Караганде без помощи государства – личный опыт

Уголь, шахты, промышленность, Карлаг

В рамках специального проекта «Настоящий Казахстан», запущенного «Курсивом» совместно с компанией «Шеврон», предприниматель из Караганды рассказывает, как создал свое дело в «шахтерской столице» Казахстана, что важно знать, решаясь на такой шаг, и как бизнесу помогает государство (спойлер: никак). 

Караганда. Что вам приходит на ум при этом слове? Уголь, шахты, промышленность, Карлаг.

Всё так, хотя эти представления сильно устарели. Здесь по-прежнему добывают уголь, есть кое-какая промышленность, но называть город «шахтерской столицей» совсем не актуально.

70950947_2871423826220388_7480406035337838592_o.jpg

Меня зовут Александр Ермаков. Я родился и живу в Караганде 39 лет. Занимаюсь развитием необычного для здешних мест бизнеса — шитьем сумок из кожи. Это молодой семейный бизнес, мы называемся «Мануфактура ER». Работаем как для частных клиентов, так и для крупных компаний.

Караганда далеко не столица моды и дизайна. Мелкий и средний бизнес здесь традиционно связан либо с торговлей и услугами населению, либо с обслуживанием крупных промпредприятий области. Бросать работу директора одной из подобных фирм ради хобби было, скажем так, рискованно. Но я это сделал и не жалел об этом ни одной минуты. Как показало время, я не ошибся: спустя четыре года мы достаточно широко известны как в Казахстане, так и за рубежом.

Как это началось?

просто начал делать это сам

Началось мое дело, как часто бывает, с увлечения. Я за свою жизнь увлекался разными вещами и всегда пытался превратить увлечения в работу, вопреки советам бывалых. Работал со многими материалами и «нырял» в самые разные сферы деятельности — от фотографии до международных перевозок и организации производства стеклопластика. Однажды меня заинтересовал процесс рождения престижной сумки из кожи, и я просто начал делать это сам. Изучая фотографии и видео в сети, буквально по мелочам изучая техники, материалы и процессы.

Учиться как положено мне было поздновато, времени и денег на это не было. Да и делать это было негде. Единственное образование в этой области, которое я не считаю бесполезным, это полноценный курс в Италии от двух до четырех лет. В каком-нибудь институте Marangoni. А это с проживанием в Милане тянет на полсотни тысяч очень реальных европейских денег. Таким способом хорошо начинать карьеру в 18 лет при наличии крайне обеспеченных родителей.

А многочисленные курсы в интернете от разного рода самоучек скорее лишь мотивация, но в конечном счете — потеря денег. Например, вы можете поехать в Санкт-Петербург в ателье по пошиву сумок на курсы от одного до десяти дней и заплатить за них до 40 тысяч рублей, плюс авиабилеты и проживание. Возможно, кому-то это будет полезно, но я не стал на это распыляться.

DSCF3505.JPG

 

Начал я почти «с нуля» в городе, в котором для этого дела нет практически ничего. Ни кожи, ни фурнитуры. Единственный магазинчик по теме – это сапожный магазин при обувной фабрике, где есть небольшой ассортимент материалов и инструментов. Но для действительно серьезной работы и выхода в лигу производства с собственным брендом вам обязательно требуются зарубежные поставщики. В Алматы, например, с вопросом сырья и фурнитуры несколько проще, но мы почти все закупки ведём из Москвы.

Постепенно изучая конструкции изделий и типы материалов, я сначала работал один, совмещая это с основной наёмной работой. Набравшись смелости, стал выкладывать работы в сеть и в какой-то момент начал получать реальные заказы. Сначала редкие, на несложные изделия. Но когда ты получаешь в руки совершенно конкретные деньги, появляется уверенность в том, что дело живое и его надо развивать. С самого начала у меня уже был логотип и «заготовка» торговой марки. Постепенно к делу подключились члены семьи. У меня все что-то умеют хорошо делать руками.

DSCF0739.JPG

 

Настоящим толчком к развитию послужили первые контракты с крупными компаниями:  The Ritz Carlton, St.Regis, Kingston и Pernod Ricard. Им я благодарен за доверие и огромный производственный опыт. Нам буквально «с закрытыми глазами» приходилось нырять в новое дело. Ведь сделать одно или два изделия — это совсем не то, что сделать сотню единиц продукции. Требуется совсем другой подход к производству — разделение труда, логистика поставки материалов, разработка и производство упаковки и так далее.

Забавно, что о нас все эти годы почти не знали в самой Караганде. Причиной этому то, что я никогда не рассматривал наш город в качестве рынка, не рекламировался здесь и не искал партнеров. Изначально всё дело я ориентировал на экспорт.

Основной объем изделий мы отправляем в другие города РК, в Россию, иногда в Европу. И только в последний год, когда о нас начали писать журналисты и новостные порталы, у нас резко выросло число клиентов в Караганде. И мне до сих пор иногда приходится доказывать, что мы всё делаем здесь и самостоятельно, а не перекупаем что-то в других странах.

Как организовать производство в Караганде

Рассчитывать вам придется на клиентов, друзей или богатых родителей

Да как везде. Вам нужны деньги, люди и место. Все эти пункты — большая проблема. Денег взять негде, как и вообще в стране. Так называемое «кредитование малого бизнеса» в нашей стране — большая несмешная шутка. Деньги вам дадут под чудовищный для нового мелкого производства процент и под залог, в десять раз превышающий сумму кредита. Я ради эксперимента пытался взять в банке несчастный миллион тенге под конкретное оборудование. С использованием так называемых «программ помощи бизнесу». Лучшее, что мне предложили, – это квартира в залог либо микрокредитный процент.

Тема эта бессмысленная – не тратьте время и нервы на это. Рассчитывать вам придется на клиентов, друзей или богатых родителей.

Я всегда говорю, что в нашей стране не будет никакого бума частных производств, пока вы зажмурившись не дадите денег таким как мы. Рискнёте и получите результат. Всё, как в настоящем бизнесе.

Будьте готовы, что для ведения производства в Караганде вам придется завозить почти всё. Вам придется решать массу вопросов по работе с поставщиками и смежниками, иногда придётся учить или заставлять работать тех, кто у вас на аутсорсе. Буквально с карандашом в руках показывать, что можно сделать в сложной ситуации, выходящей за рамки ежедневной и понятной работы. Например, помню, как объяснял дизайнеру, как из плоского чертежа детали оборудования нужно выделить отдельные плоскости, чтобы потом из них собрать макет детали в пластике.

DSCF1038_0.JPG

Для результата придется работать и доказывать свою компетентность несколько лет. Сначала вас не будут принимать всерьез, потом будут посмеиваться, потом злиться, а потом предлагать партнерство. Это везде так, наверное.

В наше время полной глобализации и доступности почти всего, возможно работать в любой точке планеты. И Караганда, пожалуй, не самое худшее место. Только рассчитывайте на себя, не ждите помощи и не слушайте скептиков. Но обжечься придется не раз, тут уж никуда не денешься. В моей жизни это начинание восьмое. Предыдущие семь, как нетрудно догадаться, покоятся на дне истории, обогатив меня массой знаний и опыта.

Поддержка государства

В общем, я пошёл дальше

Был ещё один «смешной» эпизод — участие в гранте на развитие бизнеса. Обещали три миллиона тенге на целевое использование в случае хорошей идеи. Из требований было создание рабочего места и некая «новизна». Идея у нас была неплоха и уже работала успешно, и я наивно надеялся, что уж нам денег дадут. Ведь мы делаем товар в такой редкой сфере, как кожевенное производство, отправляем по всей стране и стабильно получаем отличные отзывы.

Собрал документы, провёл защиту перед представительным жюри, показал совершенно реальную сумку и рассказал, как мы «зацветем» с этим грантом. Через пару недель получил конверт с отказом под формулировкой «отсутствие новизны бизнес-идеи». Это в Караганде, которая, конечно, является мировым лидером в производстве отличных кожаных сумок! При этом десяток грантов получили проекты, на которые было трудно смотреть без слёз. Например, в победителях были идеи открытия сауны и детского клуба.  В общем, я пошёл дальше.

Но должен сказать, что местный акимат проявляет к нам интерес. У меня было несколько встреч с представителями власти и даже всерьёз рассматривался вопрос организации стенда от области на знаменитой немецкой выставке Berlin Bazaar в ноябре этого года. Но пандемия и карантины все эти планы сломали. Надеемся на следующий год.

2019_1104_11193500.jpg

 

Berlin Bazaar — это одна из крупнейших в мире выставок-ярмарок на тему дизайна и ручной работы. Существует более 50 лет. На выставке представляют свою продукцию более 500 производителей из 60 стран. Демонстрируются товары самого широкого круга: ювелирные изделия, косметика, товары для здоровья и красоты, изделия из текстиля и кожи, одежда, сумки, предметы интерьера, продукты питания и прочее. Всё, чем занимаются ремесленники и мелкие производства. 

К стыду тех, кто должен заниматься пиаром нашей страны за рубежом, Казахстан никогда за свою новую историю не был представлен на этой ярмарке. В отличие от остальных союзных республик. Может быть, эта информация дойдет до нужных глаз и в следующем году мы это сделаем?   

Какие планы

Большие. Заканчиваем регистрацию новой торговой марки — ALEX HARTUNG. Марка для Европы и остального цивилизованного мира. Для нее готовы с десяток моделей очень нестыдных по качеству сумок из дорогой кожи. Название марки, кстати, невыдуманное. Гартунг — это моя вторая фамилия по линии матери. Фамилия с очень сложной и интересной историей, в которой были и революция, и эмиграция в Харбин, и Карлаг…

В каждую коробку с изделием мы вкладываем одну из фотографий семейного фотоархива начала ХХ века.
Планы, которые я держу в голове, уходят за пределы моей жизни. Если уж замахиваться, то так, чтобы впереди всегда были еще более далекие цели. Обидно на старости лет выполнить всё, что планировал, и не знать, что делать дальше. А рассчитывать бизнесмену, ну, по крайней мере, в «шахтерской столице», можно только на себя.