Статистика продаж по брендам показала, каким маркам положительная динамика казахстанского авторынка помогла нарастить продажи, а каким – нет.
Отечественный рынок в противофазе мировому – глобальные автопродажи падают, а казахстанские – растут. Немецкая ассоциация автомобильной промышленности (Verband der Automobilindustrie, VDA) прогнозирует, что мировые продажи за полный календарный год сократятся на 17%. По данным VDA, за первое полугодие продажи новых автомобилей в Европе упали почти на 40%, в США – на 23,5%. Чуть меньше за первые шесть месяцев 2020 года сократился рынок Китая – на 22,5%. Казахстанский же рынок за этот период прибавил 14% – соотечественники приобрели 35 086 новых легковых авто (за первые шесть месяцев 2019 года – 30 754).
За девять месяцев отечественный авторынок, по данным отраслевой ассоциации «КазАвтоПром», разогнался до роста на 25% – 61 336 проданных новых автомобилей в 2020 году против прошлогодних 49 243.
Кто заводит рынок
Льготное автокредитование поддерживает спрос на локализованные бренды. KIA в первой половине 2020 года прибавила почти 75% – продажи выросли с 1763 автомобилей в первом полугодии 2019 года до 3080 за шесть месяцев 2020 года. Под госпрограмму попадает семь моделей этой марки. По итогам девяти месяцев сбыт линейки KIA практически удвоился – плюс 99% к аналогичному результату 2019 года. Такой рост в группе компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» объясняют совокупностью факторов – выходом на рынок новых (или обновленных) моделей и собственными программами кредитования для клиентов.
Chevrolet, JAC, Lada, Hyundai тоже показывают рост продаж, хотя у Lada и Hyundai он немного ниже среднего по рынку относительно итогов полугодия. В то же время Lada остается самым продаваемым в РК автобрендом с рыночной долей 22,7%. В «Бипэк Авто – Азия Авто» отметили, что июнь 2020 года стал для бренда самым результативным месяцем за последние пять лет, а минувший сентябрь – второй по успешности месяц продаж на пятилетнем отрезке.
Взрывной рост (+1036,9%) продемонстрировал Ravon R3, производство которого в середине прошлого года началось на заводе в Костанае, модель тоже доступна по программе льготного кредитования. По данным «КазАвтоПром», продажи автомобилей бренда Ravon в первой половине 2019-го составляли всего 369 штук (по итогам всего года – 3651), а за первые шесть месяцев 2020-го их было продано уже 4195. В Allur Auto комментируют:
«Основной пик продаж пришелся на период, когда не все дилерские центры по Казахстану смогли быстро среагировать на новые реалии пандемии, – на май. Тогда показатели реализации Ravon Nexia R3 достигли рекордной для страны отметки в 1007 единиц, выведя автомобиль в лидеры продаж в разрезе моделей».
В сентябре Ravon R3, по данным компании-производителя, сохранил место в тройке лидеров – было продано 607 автомобилей этой модели. Постепенное снижение продаж в Allur Auto объясняют сменой бренда Ravon на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром» на Chevrolet.
Из брендов, модели которых попадают под 4%-ный кредит, в ощутимой «минусовой зоне» только Škoda (475 и 202 в первое полугодие 2019 года и 2020 года соответственно). «Спад продаж связан с процедурой заключения нового дистрибьюторского соглашения между Škoda Auto, «Бипэк Авто Казахстан» и «Азия Авто». В соответствии с действующими стандартами, до момента заключения нового соглашения группа компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» проходила всестороннюю проверку со стороны Volkswagen Group.
Производство автомобилей Škoda в этот период было приостановлено, что отразилось на результатах продаж бренда в 2020 году», – объяснили в группе компаний.
Незначительное падение продаж показал UAZ (льготное кредитование распространяется на модели Hunter и Patriot) – 909 единиц за первое полугодие 2019 года против 843 за аналогичный период 2020-го.
Увеличили продажи относительно первого полугодия 2019-го и некоторые бренды премиум-класса. Положительная динамика продаж у Land Rover (+31%), Porsche (+26,5%) Infiniti (+14,1%), BMW (+12,1%), Audi (+7%).
Часть брендов премиум-класса, несмотря на общий рост рынка, наоборот, просела – но заметная отрицательная динамика обусловлена скорее низкой базой. Например, падение продаж Jaguar на 25% – это 16 и 12 автомобилей в первом полугодии 2019-го и 2020-го соответственно.
Как продавали авто на карантине
До пандемии предложение «купить онлайн» на интернет-страницах компаний, продающих авто, выглядело скорее как дань моде, но с введением карантина перешло в формат must have. Подход даже стал более разнообразным – например, сотрудники автоцентров выкладывали в Instagram подробные видео по каждому из автомобилей. И хотя апрель оказался самым провальным месяцем для казахстанского авторынка – было реализовано всего 950 новых автомобилей (почти в шесть раз меньше, чем годом ранее), полностью продажи не остановились даже в самый жесткий карантин. В «Бипэк Авто – Азия Авто» сообщили, что в период карантина филиальная сеть компании работала в формате дистанционных консультаций, а оплата производилась только через интернет-банкинг – и услугой онлайн-покупки воспользовались 252 казахстанца.
«Те, кто сумел оперативно перестроиться и наладить процесс онлайн-продаж в период самоизоляции, безусловно выиграли, когда дилерские центры возобновили свою деятельность. Например, оперативная доработка наших интернет-ресурсов, внедрение модулей оплаты, изменение скриптов и подготовка специалистов для консультаций онлайн позволили нам в период самоизоляции наработать базу клиентов и наладить с ними контакт. Мы видим, что сегодня клиент приходит в автосалон через онлайн», – говорит директор Audi Center Almaty Ардак Шаграева.
В Allur Auto, подтверждая возможности онлайн-продаж, все же отмечают, что мировая тенденция онлайн-покупок авто пока не сильно прижилась в Казахстане, поскольку «чаще при выборе автомобиля клиент полагается на визуальные и тактильные впечатления от будущей машины».
Ограничение скорости
Конвейеры казахстанских автозаводов продолжали работать во время режима ЧС. В Allur Auto на вопрос «Курсива» о задержках поставок новых автомобилей в дилерские центры ответили, что «никаких ожиданий поставок не зафиксировано». В «Бипэк Авто – Азия Авто» сообщили:
«Пандемия, несомненно, отразилась на производственных циклах поставщиков комплектующих изделий, что привело к сдвигу сроков производства автомобилей на АО «Азия Авто» и корректировкам сроков поставки автомобилей клиентам. Выдача автомобилей, заказанных до периода ЧП, была завершена еще в июле».
В более уязвимом положении оказались дистрибьюторы тех брендов, производство которых на территории РК не локализовано – то есть как минимум продавцы премиальных марок. Из-за временной приостановки заводов и нарушения цепочек поставок продавал такие автомобили только тот, у кого было что продавать.
«В мае дилеры распродавали запасы, выкупленные до введения режима самоизоляции. На сегодняшний день в Казахстане наблюдается фактор временного дефицита новых автомобилей, вызванный сниженными объемами производства и поставок вследствие карантина. Сегодня срок поставки из-за рубежа автомобиля, заказанного в производство, составляет от двух месяцев и более, поскольку пандемия нарушила цепочки поставок автокомпонентов. По нашим прогнозам, фактор временного дефицита на новые авто будет сохраняться до конца 2020 года», – делится Ардак Шаграева.
Из-за карантина Audi Center Almaty отложил до сентября вывод на рынок кроссовера Q3 второго поколения, хотя для компании это было очень важное событие – модельный ряд немецкого автобренда собирались пополнить впервые за почти три года.
«Вывод модели Q3 был запланирован нами задолго до начала пандемии, но сроки продаж, в связи с эпидемией коронавируса, мы были вынуждены сдвинуть», – рассказывает директор автоцентра.
Есть модели, чьи поставки и вовсе окажутся лимитированными – как, например, Audi e-tron, первый серийный электромобиль автоконцерна. Квота на поставку этого авто в РК – три-четыре единицы до конца 2020 года, хотя спрос на электрический кроссовер, чья минимальная цена в РК составляет 50 млн тенге, есть. Но пандемия сорвала производственные планы, и изготовитель вынужден ограничивать поставки, особенно на неключевые рынки.
Снижение цен на нефть, замедление экономического роста, колебания курса тенге и отложенный спрос подстегнули казахстанский авторынок, однако потенциал долгосрочного спроса по-прежнему обеспечивается высоким уровнем изношенности отечественного парка легковых автомобилей и низким уровнем автомобилизации населения. По данным на начало сентября 2020 года, 65% зарегистрированных в РК автомобилей старше 10 лет, а на тысячу жителей республики приходится 207 автомобилей.