Евразийская экономическая комиссия уведомила Казахстан о недопущении ограничения на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов из РК в другие страны ЕАЭС.
С жалобой на действия Казахстана в Евразийскую экономическую комиссию обратилась российская сторона. Ее представители утверждают, что Казахстан ввел ограничения на вывоз лома черных и цветных металлов железнодорожным транспортом.
В Казахстане официально настаивают на наличии только «автомобильного» ограничения, которое действует с октября 2018-го и может быть продлено еще на два года. Существование запрета на железнодорожные отгрузки лома отрицается, хотя в ЕЭК этот барьер фактически признали и призвали его снять.
Фактическая сторона
На сайте ЕЭК указано, что факт ограничения вывоза лома и отходов черных и цветных металлов из Республики Казахстан в страны Союза подтвержден. Действия по ограничению вывоза лома и отходов черных и цветных металлов из Республики Казахстан в государства-члены Коллегия ЕЭК квалифицировала как барьер на внутреннем рынке ЕАЭС.
Резкое снижение экспорта лома подтверждает казахстанская статистика: с января по август за рубеж отгрузили свыше 350 тыс. тонн металлолома, но, например, в августе – всего 16 тыс. тонн. Основные объемы поставок пришлись на первую половину 2020 года.
«В середине мая начались проблемы с вагонами для отгрузки лома цветных и черных металлов за рубеж», – сообщил зампредседателя Союза промышленников вторичной металлургии Олег Якунин.
«Курсив» направил в КТЖ запрос с просьбой прокомментировать наличие запрета, но там рекомендовали обратиться в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. В МИИР факт каких-либо ограничений для железнодорожных перевозок отрицают, на просьбу о комментариях по решению ЕЭК корреспонденту «Курсива» сообщили, что «вопрос обсуждается».
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Евгений Больгерт в комментарии «Курсиву» отметил, что в КТЖ сообщали о нехватке вагонов в указанный период.
«Спрос на вагоны волатильный, бывают периоды дефицита. Были поставки на Китай, и там вагоны простаивали по причине карантинных мер, закрывались границы сопредельных стран, долго шла обработка грузов. Это тормозило оборот вагонов», – рассказал Евгений Больгерт.
Официального документа о запрете вывоза лома из Казахстана, по его словам, в НПП не поступало, потому говорить о его существовании нет никаких юридических оснований.
«По отгрузкам на площадках нужно каждый случай разбирать отдельно», – подчеркнул Больгерт.
Приемы против лома
Ограничения на экспорт лома черных и цветных металлов уже действовали в Казахстане в 2014–2017 годах. Регулирование объяснялось дефицитом металлолома на внутреннем рынке и планами по росту переработки.
Если в 2013 году, до введения запрета на экспорт в дальнее зарубежье отгрузили более 714,4 тыс. тонн лома черных металлов, то в 2014-м – всего 119,4 тыс. тонн. Затем поставки снова начали расти – в основном за счет России, которая уже в 2016-м потребляла почти две третьих всего экспорта казахстанского лома. После отмены ограничения на экспорт лома в дальнее зарубежье в начале 2018 года экспорт к концу 2019-го превысил 1,1 млн тонн, из которых свыше 955 тыс. тонн пришлись на Россию.
По данным отраслевой ассоциации, в 2014–2017 годах экономика страны потеряла около 400 млрд тенге – не только из-за сокращения экспорта, но и из-за падения сбора металлолома.
«С июня по октябрь экономика фактически недополучила 50 млрд тенге. Мы делали расчеты, исходя из отгрузки лома в Россию по средней цене 100 тыс. тенге за тонну», – сообщил о новых потерях председатель Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Владимир Дворецкий.
Казахстанские поставщики металлолома стремятся продать его за рубеж из-за разницы в ценах у иностранных и казахстанских потребителей. Если россияне покупают лом в среднем по 100 тыс. тенге за тонну, то казахстанские предприятия на фоне действующих ограничений снизили закупочные цены в среднем на 10–15 тыс. тенге за тонну.
Сколько лома в РК
Металлофонд Казахстана, то есть весь используемый в промышленности и быту металл, оценивают в объеме от 150 до 250 млн тонн. Средний срок службы металла составляет 30 лет, значит, каждый год из оборота выбывает около 3%, то есть появляется от 4,5 до 7,5 млн тонн металлолома. Значительную его часть собирают для последующей переплавки на электрометаллургических предприятиях.
Общий сбор лома, по словам Олега Якунина, долгие годы сохранялся на уровне 3,5 млн тонн. Из этого объема, говорит он, казахстанские металлурги в «пиковый» 2011 год потребили около 1,7 млн тонн, после чего закупки начали снижаться.
Ключевые потребители металлолома в Республике Казахстан – «АрселорМиттал Темиртау», KSP Steel, «Кастинг» и «Евраз Каспиан Сталь».
«АрселорМиттал Темиртау» в 2019 году переработал 825,5 тыс. тонн металлолома. Другой крупный игрок – KSP Steel, по открытым данным, снизил потребление до 0,3 млн тонн вместо планового 1 млн. Данных по двум другим компаниям нет. При этом в 2019 году было собрано около 2,3 млн тонн лома.