Инвестиции в образование Казахстана придут на свободный и конкурентный рынок

Опубликовано
Мнение управляющего партнера Khalykbergen Strategy Communications Нуркена Халыкбергена

Три года подряд снижаются инвестиции в сферу образования Казахстана: с 2017 года Комстат фиксирует их падение в среднем на 13% за год. За январь – май 2020 года инвестиции в сферу образования составили 46,4 млрд тенге – на 10,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

На мой взгляд, неправильно считать, что образовательная отрасль всего лишь затратная часть госбюджета, не дающая прибыли. Общество способно накапливать человеческий капитал так же, как экономика способна аккумулировать финансовый.

При этом недостаточно одних только государственных бюджетных средств для развития сферы образования: ведущие страны мира борются за частные долгосрочные инвестиции в образование. Например, объем рынка образовательных услуг США за 2019 год составил $1,62 трлн (для сравнения: номинальный ВВП Казахстана в 2020 году – $158 млрд). За рубежом образование – это экспортная отрасль рынка, где разворачивается острая конкурентная борьба за иностранных учащихся. 

Образование влияет на динамику перемещения квалифицированной рабочей силы. И сокращение инвестиций в данную сферу может объяснить печальное лидерство Казахстана в общем объеме «экспорта» студентов, учащихся в странах ЕАЭС, с показателем 67%. Второе место после РК по этому показателю у Беларуси – всего 12%, далее Кыргызстан – 9%, Россия – 8% и Армения – 4%.

Почему же идет снижение инвестиций в казахстанское образование?

Во-первых, отсутствие механизмов, обеспечивающих эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств в системе образования. Даже сейчас чиновники не смогут объяснить, как рост финансирования повлечет за собой рост качества знаний у населения. Например, рост госгрантов на получение высшего образования не влечет за собой роста позиций казахстанских вузов в международных рейтингах. То же самое с ростом финансирования на подготовку учителей. Например, с 2017 года на программу трехъязычия было предусмотрено более 30 млрд тенге для подготовки 11 тыс. учителей.

Во-вторых, в Казахстане существуют серьезные инвестиционные риски в образовательной отрасли. Лишение ряда казахстанских вузов генеральной лицензии без внятного объяснения причин гарантированно отпугивает инвесторов от любых вложений. Действующий механизм государственного финансирования и распределения средств через образовательные гранты непредсказуем и скорее зависит от настроения чиновников, чем от объективных показателей вузов.

МОН РК, заявляя о свободе казахстанских вузов, по факту держит их на строгом поводке государственных образовательных стандартов. Вузы должны согласовывать с Минобразования кад­ровый состав, следовать странным нормативам штатности и остепененности и так далее. Если бы Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР) действовало бы по той же логике, что и Минобразования, то оно должно было бы диктовать международным и отечественным инвесторам свои условия. Например, МИИР могло бы согласовывать команды управленцев коммерческим предприятиям, устанавливая нормы по количеству и соотношению менеджеров, рабочих, инженеров, уборщиц; определять, какую продукцию обязаны выпускать компании; регулировать минимальную и максимальную стоимость продукции; ограничивать географию и сезонность продаж. Абсурд? Сегодня требования Минобразования РК выглядят так же абсурдно.

Считаю, что публичное перекладывание вины на коммерческие вузы за качество образования – это лишь уловка чиновников, пытающихся уйти от персональной ответственности за отсутствие прогресса в нашем образовании. Ведь качество выпускаемых специалистов государственных вузов не сильно отличается от коммерческих.

Государственные образовательные стандарты вместо стимулирования конкуренции и повышения качества образования лишь консервируют его. Еще одна аналогия: автомобили в СССР производились по госстандартам (ремни безопасности, бамперы, элементы защиты от аварии, стеклоподъемники и прочие атрибуты), однако они ни в какое сравнение не шли с западными авто, чей уровень безопасности, комфорт задавались не гостребованиями, а рыночной экономикой.

Правительство РК, ограниченное в свободных средствах, должно максимально проявлять заботу и создавать условия для привлечения частных инвестиций в сферу образования. Министерство образования и науки РК вместо бесконечных проверок должно стать проводником для инвестиций в отрасль, освобождая дорогу от бюрократических завалов, облегчая процедуры, делая все для развития настоящей конкуренции.

Читайте также