Эндаумент-фонды – один из инструментов финансирования некоммерческих организаций. Активы таких фондов состоят из пожертвований меценатов (так называемый эндаумент) и не расходуются, а инвестируются. Инвестиционный доход направляется на нужды организации, которую фонд поддерживает. Эндаумент позволяет некоммерческим организациям не зависеть исключительно от спонсорских пожертвований, иметь гарантированный доход и финансовую подушку безопасности на трудные времена.
Процесс формирования
Эндаументы создаются для финансирования проектов в самых различных сферах – в образовании, медицине, культуре, спорте, социальной деятельности, например, для поддержки инвалидов. Казахстанские эндаумент-фонды сосредоточены в основном в образовательном сегменте. Всего в республике «Курсив» обнаружил восемь действующих эндаумент-фондов (с тремя из них корреспонденту издания удалось пообщаться). Не исключено, что подобных фондов в Казахстане значительно больше, но они не стремятся к публичности. Поскольку деятельность эндаумент-фондов не регулируется, данные о таких организациях не фиксируются в статистике.
КАЗГЮУ имени М. С. Нарикбаева в 2016 году стал одним из первых казахстанских вузов, учредивших свой целевой фонд. Капитал корпоративного фонда «Эндаумент КАЗГЮУ» на конец 2019 года составлял 744,6 млн тенге. Часть поступающих пожертвований фонд направляет на гранты нуждающимся студентам и на материально-техническое обеспечение, а часть хранит на депозите в банке второго уровня. В фонде не стали озвучивать размер средств, размещаемых на депозите. По словам директора фонда Галымжана Кудайбергенова, ежемесячное вознаграждение по депозиту также идет на оказание финансовой помощи студентам.
С сентября 2020 года фонд собирался увеличить инвестиционный доход за счет вложения денег в акции, корпоративные и государственные облигации, фонды прямых инвестиций и другие инструменты, однако из-за пандемии планы были отложены. Отчетность показывает, что фонд рассчитывал на инвестиционный доход в размере $12 тыс. по итогам 2021 года, $20 тыс. – по итогам 2021-го и $30 тыс. – к 2025 году.
Другой образовательный эндаумент – общественный фонд Fizmat Endowment Fund – создан в апреле 2017 года выпускниками АО «Республиканская физико-математическая школа». В числе известных выпускников школы владелец Халык Банка Тимур Кулибаев, глава Нацбанка Ерболат Досаев, глава КНБ Карим Масимов, основатели «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович и другие.
Размер капитала в фонде не раскрывают, однако собеседники «Курсива» называют его одним из самых крупных, если не крупнейшим в Казахстане. Фонд действует по классической схеме работы эндаумент-фонда: все поступающие пожертвования аккумулируются и затем инвестируются. На поддержку деятельности школы тратится только инвестиционный доход. Директор Fizmat Endowment Fund Бахыт Оспанов сообщил, что приоритетное направление использования инвестдохода – финансовая поддержка учителей. Также средства распределяются на предоставление стипендий ученикам, строительство лабораторий и помещений, внедрение международных программ обучения.
Из трех опрошенных «Курсивом» фондов Fizmat Endowment Fund – единственная организация, не ограничивающаяся хранением средств на банковском депозите. «Доход от депозита нестабилен и достаточно низок, поэтому мы для себя приняли решение придерживаться консервативного сценария через инвестиции в облигации с хорошим рейтингом – и корпоративные, и гособлигации, с достаточной доходностью», – отметил Оспанов.
Единственный в Казахстане эндаумент-фонд в сфере здравоохранения – это «Центр сердца» при Национальном научном кардиохирургическом центре (ННКЦ). Фонд, как сказано в учредительных документах, содействует развитию научно-образовательной деятельности, а также развитию инфраструктуры ННКЦ.
Капитал «Центра сердца» на данный момент составляет около 165 млн тенге. У фонда есть депозитный банковский счет, который позволяет оборачивать средства под 8,25%. На конец 2019 года на депозите было размещено примерно 64 млн тенге.
В фонде планируют поменять подход к инвестициям и рассматривают возможность передачи большей части капитала под управление профессиональным менеджерам. «Мы ведем переговоры с управляющими компаниями, чтобы… передать деньги в доверительное управление, чтобы они приносили доходность, которая в среднем выше, чем депозиты в банках второго уровня», – сообщил «Курсиву» директор «Центра сердца» Мурат Зауыров.
Фонд рассматривает возможность сотрудничества с ИК «Фридом Финанс» и Halyk Finance. Во внешнее управление фонд готов передать 120 млн тенге.
Внешнее управление активами эндаумент-фонда можно назвать устоявшейся мировой практикой. Активами зарубежных эндаумент-фондов в основном управляют профессиональные инвестиционные менеджеры. Например, эндаумент-фонд Гарвардского университета нанимает несколько таких менеджеров. Самую большую долю в портфеле составляют инвестиции в хедж-фонды (33%), далее следуют инвестиции в акции (26%) и инвестиции в непубличные компании (20%). Оставшуюся долю активов вкладывают в недвижимость (8%), облигации (6%), природные ресурсы (4%), наличные деньги и другие активы (4%). В 2019 году инвестиционный доход эндаумент-фонда Гарварда составил $2,6 млрд. Средневзвешенная доходность в долларах США составила 6,5% годовых.
Вне зоны регулирования
Понятие «эндаумент-фонд» в казахстанском законодательстве встречается только в законе «Об образовании» и применяется только в отношении организаций высшего и послевузовского образования. Там он описывается как «фонд целевого капитала, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научной и (или) образовательной деятельности».
В законе «О благотворительности» говорится, что благотворительные организации могут формировать эндаумент из пожертвований, однако деятельность эндаумент-фондов никак не регламентируется.
Но такие фонды нуждаются в регулировании, считает директор «Центра сердца» Мурат Зауыров. Он отметил: «Если бы законодательно была оговорена деятельность эндаумент-фондов, нам было бы проще привлекать деньги от благотворителей. То есть человек, который принес деньги в нашу организацию, был бы уверен, что эта сумма будет лежать в этом фонде всегда».
Наличие дополнительных стимулов для меценатов позволит эндаумент-фондам расти быстрее и делать больше для организаций, которые они поддерживают, полагает Бахыт Оспанов из Fizmat Endowment Fund. «За рубежом людей, которые делают свой вклад в эндаумент-фонд, на такую же сумму освобождают от налогов. Поэтому им удобно: что налоги на эту сумму заплатить, что отдать эту сумму в эндаумент. У нас, к сожалению, пока не так», – сказал он изданию.
Национальная палата предпринимателей (НПП) «Атамекен» в 2015 году предлагала внести в законодательство нормы по регулированию порядка учреждения, функционирования и использования капитала эндаумент-фондов, а также предусмотреть налоговые льготы для таких организаций. Но все так и осталось на уровне инициативы.
По словам Зауырова, «Центр сердца», Fizmat Endowment Fund и «Эндаумент КАЗГЮУ» в этом году снова встречались с представителями НПП, чтобы обсудить возможность инициирования поправок по регулированию эндаумент-фондов, однако пандемия отодвинула планы на неопределенные сроки.
Комментарий от НПП на момент выхода материала получить не удалось.
Опыт применения
По данным Sovereign Wealth Fund Institute, крупнейший в мире эндаумент-фонд (активы составляют $124 млрд, что почти в 2 раза больше казахстанского Нацфонда) принадлежит инвестиционной компании Ensign Peak Advisors, Inc. Эта компания управляет активами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, также известной как Церковь мормонов. Далее следуют Гарвард ($59,3 млрд), Стэнфорд ($54,7 млрд), Йель ($47,8 млрд) и Принстон ($31,5 млрд). В целом в ренкинге SWFI, состоящем из 100 организаций, представлены в основном американские вузы. За счет поступлений из эндаументов формируется примерно 24–40% их бюджетов.
Деятельность эндаумент-фондов в США регламентирует Унифицированный закон о пруденциальном управлении институциональными фондами, принятый в 2006 году. Согласно этому документу, есть три типа эндаументов: постоянные (их нельзя тратить без разрешения мецената), временные (можно тратить спустя определенный период времени) и квазиэндаументы (совет директоров установил временное ограничение на расходы). Для постоянных эндаументов ограничения на расходы из целевого капитала могут сниматься только с согласия мецената или по решению суда, для временных и квазиэндаументов правила более гибкие. Обязательное условие для всех эндаумент-фондов – наличие диверсифицированной инвестиционной стратегии.
Большинство эндаумент-фондов в США освобождены от уплаты налога на поступления и от налога на прирост стоимости их активов. Аналогичная ситуация в России. И в американском, и в российском законодательстве предусмотрены налоговые вычеты для меценатов, жертвующих некоммерческим организациям средства на формирование целевого капитала. Однако если в США вычеты распространяются как на компании, так и на граждан, то в России вычет предусмотрен только для физических лиц.