Вклад IT-компаний в белорусский ВВП сопоставим с сельским хозяйством – 6,5%. Из-за своей мобильности поставщики компьютерных услуг быстрее всех реагируют на изменения в республике. Компании заявляют о переезде в соседние страны, а официальная статистка фиксирует снижение продаж в IT-секторе – на 15% в августе по сравнению с июлем 2020 года. «Курсив» разбирался, что происходит в экономике страны, которая вместе с Казахстаном входит в ЕАЭС.
Ровно три месяца назад — 9 августа 2020 года — в Беларуси прошли выборы президента. По данным Центризбиркома, победу с большим перевесом одержал Александр Лукашенко. Оппозиция уверена в победе его основной оппонентки Светланы Тихановской. С августа в стране не прекращаются акции протеста, проводятся задержания граждан и оппозиционных лидеров.
Индикаторы кризиса
Три месяца — срок достаточный, чтобы экономика и бизнес ощутили на себе влияние стресс-факторов, но маловат, чтобы оно в полной мере отразилось в статистике. Из очевидных последствий выборов 9 августа — валютный кризис. В августе физлица купили у банков $622,2 млн (против $874 млн за предыдущие семь месяцев), что усилило давление на курс: доллар подорожал на 9%. Миллиард долларов население сняло с валютных и рублевых счетов. Чтобы сбить ажиотаж, Нацбанк Беларуси принял меры по сокращению рублевой ликвидности, рублевые ресурсы стали стоить больше 20%. Это негативно сказалось на кредитовании экономики, многие банки приостановили выдачу потребительских кредитов и кредитов на жилье.
Центр экономических исследований BEROC говорит об экономическом кризисе в результате политической нелегитимности власти и прогнозируют ухудшение динамики ВВП. До августа эксперты Центра предполагали падение ВВП в 2020 году на 3% с вялым восстановлением в 2021-м. Теперь их ожидания более пессимистичны: динамика ВВП в 3-4 кварталах 2020 может снизиться еще на 1.5-2.0 п.п. Данные Белстата, правда, не столь трагичны: ВВП за 9 месяцев 2020 года упал на 1,3%. Но экономисты отмечают, что ВВП завышен благодаря пересчету индекса-дефлятора.
«В более длительной перспективе, при сохранении политического статус-кво, страна столкнется с ослаблением и даже разрушением механизмов, обеспечивающих рост производительности. Проявлениями этого тренда станут эрозия человеческого капитала и ослабление предпринимательской инициативы. Такой путь означает погружение страны в долгосрочную депрессию», — прогнозируют эксперты BEROC Дмитрий Крук и Лев Львовский.
Это негативное движение уже ощущает одна из самых успешных отраслей белоруской экономики – IT-отрасль. Ее доля в ВВП — 6,5% — сопоставима с сельским хозяйством. Материальное производство медленно реагируют на кризисные факторы: рабочий привязан к станкам, фермер — к земле и тракторам, но производитель программного обеспечения привязан только к своему ноутбуку. Мобильность и ориентация на западные рынки сделали IT-бизнес быстрым индикатором кризиса.
Чемоданные настроения
Сразу после событий 9-11 августа, когда проходили первые акции протеста против официальных результатов выборов, IT-предприниматели заговорили о переезде за границу. И дело не только в том, что власти на три дня отключили интернет, тем самым парализовав работу отрасли и нанеся ей урон в глазах иностранных заказчиков. Но и в том, что аполитичные до 2020 года IT-предприниматели заявили о своей гражданской позиции. Они реализовали ключевые технологические проекты — платформу для подсчета голосов «Голос» и платформу для фиксации нарушений «Зубр», а кроме того, стали оказывать финансовую поддержку протесту. Тысячи рядовых IT-специалистов вышли на улицы, многие были задержаны и избиты.
Отрасль уже присматривалась к соседним странам, когда в сентябре силовики придали ей ускорение уголовным делом PandaDoc. Четырех минских сотрудников продуктовой компании PandaDoc арестовали после того, как проживающие в США основатели призвали силовиков увольняться и пообещали им финансовую помощь (один из «панд» находится под стражей до сих пор, трое других отпущены под домашний арест). Сейчас PandaDoc открывает офис в Киеве, туда уже переехали 60 минских сотрудников. В Киев же перевезла 200-300 сотрудников компания Wargaming, разработчик игры World of Tanks. А разработчик мобильных игр Playtika находится в процессе релокации белорусов в украинскую столицу. Разработчик приложения для женского здоровья Flo тоже включил программу релокейта: после выборов компания открывает офисы в Литве, Польше, Нидерландах, Великобритании.
Соседние страны так или иначе откликнулись на интерес белорусов к миграции. Украина ускорилась с проектом Diia City — специального правового и налогового режима для IT-отрасли, а президент Владимир Зеленский даже подписал указ о привлечении белорусских IT-специалистов. Латвия в ускоренном порядке рассматривает заявки белорусских предпринимателей и предлагает решения, включая выдачу временных видов на жительство высококвалифицированным специалистам и членам их семей, стартап-визы, открытие банковских счетов и др. Всего, по данным латвийской стороны, белорусские компании планируют перевезти в Латвию около 470 сотрудников. В Литве насчитали 80 компаний, интересующихся переездом, но активной релокации мешает сложный порядок иммиграции. Польша запустила программу миграции белорусских IT-компаний и сотрудников Poland. Business Harbour. На сегодня в рамках проекта визы получили 790 специалистов.
Шаг назад
Казахстан также не остался в стороне от релокейт-кампании белорусов. В Astana Hub приняли решение о поддержке в размещении белорусских компаний и их сотрудников в Казахстане и продвигают свою программу по международному сотрудничеству. По словам гендиректора Магжана Мадиева Astana Hub (он давал комментарии dev.by), на таргетированную рассылку нескольких тысяч е-мейлов откликнулись сотни «теплых» контактов, десятки компаний каждый день получают онлайн-консультации, несколько небольших компаний собираются переезжать в Астану. Правда, к астанинскому направлению белорусы относятся все же сдержанно: не только из-за географии и климата, но и по политическим причинам. Убегая от диктатуры Лукашенко, они не очень-то стремятся в Казахстан.
«Пообщавшись как с официальными представителями Казахстана, так и с простыми людьми, я понимаю, что там все то же самое, что и в Беларуси, — говорит сооснователь Rozum Robotics Михаил Чупринский. — Там номинально передали власть, но фактически ничего не изменилось: ни про какие свободы речь не идет. Уехать просто потому, что там войны на улицах нет? Это даже не то что менять шило на мыло, это большой шаг назад. А расстояние и суровый климат, кстати, не пугают. Это же не Канада и не Австралия — четыре часа полета. В морозах — мне доводилось бывать в Казахстане зимой — тоже ничего особо страшного нет. С экономической точки зрения там, возможно, тоже хорошо. Но почувствовать себя лучше, чем в Беларуси, нам там не удастся».
Венчурный инвестор, сооснователь сети бизнес-ангелов Angel Band Кирилл Голуб обращает внимание, что разные стартапы при выборе страны ориентируются на разные компоненты: инвестиционную привлекательность региона, легкий налоговый режим, комфортную экономическая и/или бытовую среду, возможности для найма квалифицированных инженеров и т.д.
«Достаточно, чтобы два-три элемента сошлись в одной стране (вот как до «выборов» – в Беларуси в рамках ПВТ 2.0), чтобы иметь там офис разработки. При этом IP можно держать в другой юрисдикции, сейлз-офис (и соответственно финансовые потоки) – в третьей, а центр прибыли может быть создан в четвертой. Я не изучал казахстанское предложение детально. Но навскидку не вижу ни одного весомого аргумента, кроме «у нас можно не платить налоги», а это лишь один компонент, и далеко не самый важный для типичной ИТ-компании, и тем более стартапа», – отмечает Голуб.
Не так легок релокейт
Измерить миграцию белорусского IT не так просто, как кажется. С одной стороны, анкетирование показывает намерение значительной части IT-специалистов уехать за рубеж. Так, опрос отраслевого медиа dev.by показывает, что треть IT-специалистов планирует отъезд уже сейчас, а больше половины решится на переезд в случае ухудшения ситуации. Из еще одного опроса следует, что почти 200 компаний ищут возможности для релокейта. С другой стороны, релоцировать проще на словах, чем на деле. Легче это сделать небольшим продуктовым компаниям, гораздо сложнее — крупному аутсорсу, маржа которого прочно привязана к расходам на кадры. Траты на переезд, аренду жилья и прочие житейские нужды на чужбине сделают бизнес нерентабельным.
«Сто процентов IT-специалистов страну не покинут, несмотря на высокую востребованность и нехватку таких специалистов в других странах, — говорит СЕО ScienceSoft Николай Кураев. — Многие просто не захотят оставить своих родственников, и есть еще множество причин остаться в стране. Мы оцениваем, что около 10% IT-специалистов могут в течение 2020-2021 годов переехать за границу».
Гиганты вроде EPAM и Wargaming ясно дают понять, что отказываться от офисов в Беларуси не планируют.
«Никто не собирается уходить с белорусского рынка — я жду, когда уйдет текущая власть, — говорит Максим Богрецов, старший вице-президент EPAM, ныне — член Координационного совета (негосударственный представительный орган белорусской оппозиции).
«Чистый, красивый, замечательный, душевный, — душевный! — город», — добавляет аргумент в пользу Минска глава Wargaming Виктор Кислый.
Между тем, тот же EPAM на днях объявил об открытии офиса в Вильнюсе на 600 человек, наполнить его можно будет только за счет белорусов. Это пример того, как, не отказываясь от белорусской юрисдикции, крупный IT-бизнес перенаправляет инвестиции в другие страны.
Факторы влияния
Belarus IT Companies Club (BICC) провел опрос руководителей и владельцев 270 IT-компаний о влиянии политики на положение дел. Около четверти участников отметили уменьшение объема оказываемых услуг, а 8% столкнулись с отказом клиентов от дальнейшего сотрудничества (среди них компании с небольшим штатом). 64% респондентов ответили, что оказывают услуги в прежнем объеме.
Снижение экспорта IT-услуг зафиксировала и официальная статистика. По данным Белстата, в августе Беларусь продала компьютерных услуг на $168,1 млн. Это чуть больше, чем в августе 2019 года (+0,4%), но на 15% меньше, чем в июле 2020-го. Для IT-отрасли, экспорт в которой в нормальных условиях растет высокими темпами, такое падение необычно. Справедливости ради: падение наблюдалось уже в июле (-11%), за два месяца экспорт сократился почти на четверть. Вероятно, негативное влияние оказывает также коронакризис, ударивший по заказчикам. В ближайшие месяцы политический и эпидемический факторы, скорее всего, будут действовать сообща.
Экспорт компьютерных услуг в 2017-2019 годах из Беларуси
2017 г. — $1206,7 млн, в том числе страны вне СНГ — $1121,3 млн
2018 г. — $1589,4 млн, в том числе страны вне СНГ — $1476,7 млн
2019 г. — $2120,31 млн, в том числе страны вне СНГ — $983,2 млн
Январь-август 2020 года — $1 555,2 млн (+23,3% к январю-августу 2019 года)
Источник данных: dev.by