В Казахстане защищены депозиты физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если банк лишается лицензии, Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) принимает на себя обязательства этого банка перед вкладчиками и выплачивает им деньги.
Максимальная гарантируемая сумма зависит от валюты и вида депозита: 5 млн тенге – любые депозиты в иностранной валюте; 10 млн тенге – депозиты в тенге: вклады, платежные карточки, банковские счета; 15 млн тенге – сберегательные вклады в тенге.
Казахстанцы не обращаются за небольшими вкладами из-за бюрократических проволочек, связанных с получением денег. Для получения гарантийного возмещения вкладчикам приходится идти в банк-агент и писать заявление на бумажном носителе.
Выбывшие из игры
КФГД последние 15 лет выплачивал гарантийное возмещение вкладчикам восьми казахстанских банков, включая Tengri Bank, лишенный лицензии в сентябре текущего года. По данным КФГД, по состоянию на 1 октября 2020 года вкладчики банков, ликвидированных с 2006 по 2018 год, не забрали причитающееся им гарантийное возмещение на сумму свыше 1,1 млрд тенге.
Распространенная причина банкротства казахстанских банков – преступный вывод средств руководителями. Например, Наурыз Банк, ранее известный как Казагропромбанк, из-за отрицательных результатов деятельности несколько раз помещался в режим консервации, прежде чем окончательно лишиться лицензии в июне 2005 года. Бывший председатель правления банка Оразалы Ержанов спустя семь лет был приговорен к пяти годам тюрьмы по обвинению в создании организованной преступной группы и хищении около 3,4 млрд тенге (около $30 млн по курсу 2004 года).
Гораздо более резонансным стало лишение лицензии Валют-Транзит Банка, у которого на момент ликвидации было 390 тыс. вкладчиков. Агентство финансового надзора, осуществлявшее тогда контроль за банками, впервые официально сообщило о плачевном положении Валют-Транзит Банка в сентябре 2006 года. Спустя три месяца регулятор отозвал лицензию, а в следующем, 2007 году бывший глава совета директоров Валют-Транзит Банка Айтбакы Белялов был осужден и приговорен к трем с половиной годам заключения. В 2011 году Белялову были предъявлены новые обвинения, в результате банкир получил еще 10 лет тюрьмы. Бывший глава Валют-Транзит Банка незаконно выводил из фининститута средства вкладчиков. Общий ущерб был оценен более чем в 30 млрд тенге.
История ликвидации Банка Астаны выделяется на этом фоне. Началом конца для этого фининститута, как и для Эксимбанка и Qazaq Banki, стали заявления первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. 18 апреля 2018 года он назвал показатели этих трех банков «ужасными» и заявил, что господдержка этим банкам оказываться не будет. Практически сразу после этого вкладчики Банка Астаны стали массово изымать свои средства, игнорируя заверения руководства банка в его платежеспособности. Состояние Банка Астаны резко ухудшилось, и в сентябре того же года его лишили лицензии. Та же судьба постигла и два других банка, упомянутых Нурсултаном Назарбаевым.
ЕНПФ прирастает депозитами
Тем не менее правительство нашло способ использовать депозиты в ликвидируемых банках, за которыми не обращаются вкладчики. С апреля 2021 года невостребованные вклады будут считаться добровольными пенсионными взносами и перечисляться на счет вкладчика в ЕНПФ.
Такая поправка содержится в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста». Документ сейчас находится на рассмотрении в мажилисе.
Разработчики законопроекта предлагают предусмотреть возможность подать заявление на получение возмещения онлайн через специальный электронный портал КФГД.
Если вкладчик лишенного лицензии банка не обратится за гарантийным возмещением в течение года после начала выплат, невостребованная сумма будет перечисляться в ЕНПФ для зачисления на его индивидуальный пенсионный счет. Таким образом, факт необращения депозитора за выплатой будет приравниваться к его согласию на перечисление КФГД суммы гарантийного возмещения в качестве добровольного пенсионного взноса.
Эти нормы предлагается ввести с 1 апреля 2021 года.