Всемирный экономический форум в Давосе в начале 2019 года озвучил прогноз о потенциальных рисках: экстремальные погодные явления, стихийные бедствия, кибератаки и компьютерное мошенничество, рукотворные экологические катастрофы, утрата биоразнообразия и крах экосистем, водные кризисы. В числе прочих рисков упоминалась пандемия из-за неизвестной ранее инфекции.
Главный фактор, который может помочь человечеству противостоять вызовам эпохи – наука и научные открытия. Способна ли официальная казахстанская система образования и науки быть на «передовой борьбы за выживание»? Традиционное стремление чиновников управлять всеми процессами, в том числе и инновационными, бюрократическое рвение «стандартизировать» научную деятельность, по сути, выхолостили казахстанские вузы. Из научных центров они в большинстве своем трансформировались в поставщиков дипломов о высшем образовании. О какой науке будут думать вузы, когда чиновники директивно говорят, каких брать педагогов на работу, как преподавать, как оценивать учеников и студентов. Вузы предпочитают получать государственное бюджетирование на науку, не предусматривающее жесткой ответственности за практические результаты исследований. В свою очередь бизнес избегает инвестиций в казахстанский НИОКР, поскольку не видит реальной отдачи, ведь гораздо быстрее, а зачастую качественнее и дешевле, заказать импортную технологию и адаптировать ее под местные реалии.
Европейские и американские вузы – это не только кузница кадров, но и научная инфраструктура с базой для исследований, определяющая будущее экономик своих стран. Можно привести множество примеров, как вузовские открытия превращаются в ноу-хау, позволяющие зарабатывать реальные деньги. Патент на антимикробное покрытие, приобретенный финским мебельным концерном ISKU у научной команды Университета прикладных наук города Тампере, позволил создать линейки безопасной антимикробной медицинской, офисной и школьной мебели. Nestle Infant Nutrition финансирует разработки детской смеси, повышающей иммунитет. Rolls-Royce благодаря «робото-тараканам», созданным в Гарварде и Университете Ноттингема, экономит до пяти часов при техосмотре авиационных двигателей.
Способны ли отечественные вузы превратиться в научно-производственные центры, не только задающие тон внутри страны, но и генерирующие экспортные инновации? Чтобы трансформироваться из бесконечных просителей бюджетных денег в создателей уникальных технологий, вузы РК, помимо инвестиций в собственную материально-техническую базу, должны начать «погружаться» в потребности казахстанского бизнеса. Отказаться от иллюзорных мечтаний о фундаментальных исследованиях в пользу создания прикладных решений, отвечающих на реальные запросы казахстанской экономики, например, агробизнеса.
Государство вместо инновационных амбиций должно обеспечить максимально сервисное обслуживание для обеих сторон этого процесса: дать прозрачную площадку для публичного формирования спроса со стороны бизнеса и предложений со стороны отечественных вузов. Бизнес сможет выбирать лучшие практические решения и покупать научные разработки. Прозрачность борьбы за финансирование будет стимулировать университеты вкладываться в развитие своей базы, вовлекать в данный процесс обучаемых студентов. Одним выстрелом можно будет разобраться с несколькими зайцами сразу: дать экономике ноу-хау, обеспечить финансирование образования, не обременяя бюджет, готовить будущие кадры, способные работать с новейшими технологиями, которые, в свою очередь, будут противостоять потенциальным рискам будущего.