Какие страны покупают карагандинский уголь
13,4 млн т угля по итогам восьми месяцев 2020 года отгрузила Карагандинская область, из них 4,9 млн т, почти 37%, ушли на внешний рынок. Это почти треть от общего объема казахстанского экспорта угля. «Курсив» изучил, какие страны являются основными покупателями твердого топлива, добываемого в регионе.
Кто покупает
В целом с 2013 по 2020 год карагандинский уголь покупали 28 страны мира. Год от года число иностранных покупателей менялось не критически. Тем не менее в 2013 году стран-импортеров карагандинского угля было 21, а в 2020 году – уже 13.
Ежегодный спрос демонстрировали только четыре государства – Россия, Кыргызстан, Украина и Узбекистан. Остальные импортеры то прекращали, то возобновляли закупки.
С 2019 года карагандинский уголь перестала покупать Финляндия. Хотя еще в 2017 году отгрузка в эту страну была самой высокой – 7,5 млн т (следом шла Россия, закупившая тогда 2,7 млн тонн). Меньше всего угля за эти годы купила, по официальным данным, Франция – 300 кг.
В 2020 году не было поставок твердого топлива в Кипр и Великобританию, которые раньше также входили в число крупных покупателей. Между тем, спрос на уголь со стороны Швейцарии оживился в последние годы: 2016 – 737 тыс. т, 2017 – 2,2 млн т, 2018 – 2,8 млн т, 2019 – 4,2 млн т, восемь месяцев 2020 года – 2,8 млн т.
Китай, известный как крупнейший мировой потребитель угля, за восемь лет импортировал из Карагандинской области 558,5 тыс. т горючего полезного ископаемого. Его почти в три раза обогнала Япония, которая приобрела 1,5 млн т. Хотя спрос со стороны этого государства нельзя назвать регулярным: в 2014, 2019 и 2020 годах поставок туда не было.
Кто добывает
Основными экспортерами карагандинского угля являются АО «Шубарколь Комир», ТОО Kazakhmys Coal и АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ). Первое и второе предприятия производят энергетические марки угля, которые преимущественно используются в качестве топлива для ТЭЦ, третье – коксующиеся, незаменимые в сталеплавильном производстве.
АО «Шубарколь Комир» разрабатывает Шубаркольское месторождение в 150 км от Жезказгана. Уголь там добывают открытым способом на двух разрезах – Центральном и Западном. Как следует из финотчета компании, в 2019 году «Шубарколь Комир» реализовало 10,8 млн т угля, из которых 5,9 млн т — на внешний рынок. Выручка от продаж иностранным клиентам составила 56,8 млрд тенге.
«География поставок угля «Шубарколь комир» охватывает рынки Северо-Западной Европы и стран СНГ (Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь, Украина). В 2019 году были направлены пробные партии угля на новые, перспективные для казахстанских углей, рынки Грузии и Китая», — сообщается в финансовом документе.
ТОО Kazakhmys Coal разрабатывает два месторождения – Борлинское и Куу-Чекинское, которые находятся на расстоянии 120 и 60 км от Караганды. Освоение их запасов происходит открытым способом. Судя по финансовой отчетности, в 2019 году компания выручила на продаже угля 37 млрд тенге, из которых 36,4 млрд тенге пришлись на долю казахстанских покупателей, 0,6 млрд тенге – российских. Объем реализации продукции не уточняется.
АО «АрселорМиттал Темиртау» принадлежат восемь шахт, относящихся к Карагандинскому угольному бассейну. Согласно отчету материнской компании ArcelorMittal B.V., в 2019 году АМТ произвел 3,5 млн т угольного концентрата, из которых Темиртауский комбинат потребил 3 млн т. Остальное было поставлено на «АрселорМиттал Кривой Рог» в Украине, а также внешним клиентам в России и Китае. На экспорте угольного концентрата компания по итогам прошлого года заработала 47,4 млрд тенге.
Переработанное будущее
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что при реализации сценария устойчивого развития доля угольной генерации сократится к 2040 году до 4%, в то время как в 2019 году она составляла 36%. При этом до 2030 года спрос на уголь снизится на 8% по сравнению с докризисным уровнем. На это повлияет политика поэтапного отказа от угля, а значит, более широкого использования возобновляемых источников энергии и природного газа.
Руководитель управления промышленности и ИИР Карагандинской области Галымжан Жумасултанов считает, будущее местного угля – за его переработкой.
«Потребность в угле как наиболее дешевом и доступном источнике энергии будет сохраняться еще не менее 10 лет. Однако в последующем основной экспортный спрос на этот товар будут формировать металлургические предприятия. Поэтому нам следует задуматься о его переработке», — сказал он.
По словам Галымжана Жумасултанова, в регионе планируется реализация двух проектов, связанных с переработкой угля. АО «Шубарколь Премиум» собирается запустить производство спецкокса. Его получают в результате переработки энергетического угля, после чего используют при производстве ферросплавов. Китайская энергетическая корпорация «Цинхуа» намерена построить в Карагандинском регионе завод, который будет производить на основе угля бензин и дизельное топливо.