Кто управлял финансовой системой независимого Казахстана

Опубликовано (обновлено )
За 29 лет республика пережила пенсионную реформу, «взлеты и падения» в банковском секторе, а также несколько девальваций тенге

15 ноября в Казахстане отмечают День финансиста. Он совпадает с датой введения в оборот национальной валюты страны – тенге. «Курсив» вспоминает, как менялась финансовая система республики и кто стоял у руля этих изменений, возглавляя Национальный банк Казахстана.

90-ые. Новая валюта и первая девальвация

Нацбанк независимого Казахстана был создан на базе Казахского республиканского банка Госбанка СССР, который в 1990 году стал называться Госбанком Казахской ССР, а в 1991-м – Национальным государственным банком Казахской ССР.

Первым руководителем Нацбанка стал Галым Байназаров, который возглавлял институт с января 1992-го по декабрь 1993 года. Именно при нем ввели в оборот – 15 ноября 1993 года – национальную валюту Республики Казахстан.

Соотношение тогда было 1 казахстанский тенге к 500 рублям. Казахстанская Банкнотная фабрика открылась в 1995-м, поэтому первые купюры печатали в Великобритании, а монеты чеканили в Германии.

Галым Байназаров / Фото с сайта kazpravda.kz

18 ноября 1993 года один доллар стоил 4,7 тенге. Спустя почти 27 лет, 13 ноября 2020-го, курс был на уровне 428,99 тенге. Национальная валюта ослабла почти в 91,3 раза.

Галыма Байназарова на этом посту в начале 1994 года сменил Даулет Сембаев, который также разрабатывал концепцию перехода Казахстана на тенге. На период его работы – до января 1996-го – пришелся экономический кризис, начавшийся после распада Советского Союза.

При нем была запущена упомянутая выше Банкнотная фабрика, которая до сих пор обеспечивает Казахстан высокозащищенными денежными знаками. Также современники отмечают, что при Даулете Сембаеве биржевая торговля валютой стала «хоть как-то транспарентна и относительно эффективна». 

Даулет Сембаев / Фото с сайта tengrinews.kz

Переход от солидарной к накопительной пенсионной системы произошел в 1998 году. Хотя процесс перехода начался раньше: в июле 1995-го был зарегистрирован первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд. Разработчиками пенсионной реформы стали Даулет Сембаев и Григорий Марченко, который впоследствии также станет главой Нацбанка.

В начале 1996 года пост главы финрегулятора занял Ораз Жандосов, проработавший в этой должности до февраля 1998-го. При нем произошел, например, перевод счетов государственных структур из коммерческих банков в Национальный банк.

Ораз Жандосов / Фото «Курсива»

В сентябре 1997 года был создан Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ), который в 2010-х станет базой для формирования Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). С 1 января 1998-го, в бытность Ораза Джандосова главой регулятора, в стране заработала трехуровневая пенсионная система.

В феврале 1998 председателем Нацбанка стал Кадыржан Дамитов. На время его руководства пришелся экономический кризис 1998-1999 годов, который привел к первой в истории тенге девальвации.

Кадыржан Дамитов / Фото с сайта bnews.kz

Курс нацвалюты к иностранным слабел и до этого. Если в ноябре 1993-го за один доллар давали 4,7 тенге, уже в январе 1994-го – 10 тенге, к ноябрю того же года – 50 тенге, а к концу 1998-го – 83 тенге.

К апрелю 1999 года курс тенге к американскому доллару был на уровне 85 тенге, но 4 апреля резко изменился – до 150-160 тенге, затем укрепился на уровне 130-140 тенге. Премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев и председатель Нацбанка Кадыржан Дамитов объявили о переходе к свободному колебанию обменного курса тенге.

2000-ые. Вторая девальвация и первая национализация 

В октябре 1999 года пост главы Нацбанка занял Григорий Марченко. В этой должности он работал дважды: с 1999-го по январь 2004-го, а затем с 22 января 2009-го по 1 октября 2013-го.

Марченко принимал участие в создании Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков. Позднее, когда эту структуру предложили слить с Нацбанком, выступал против, назвав объединение «нецелесообразным». Но слияние все же произошло.

При нем банковский сектор «ужался». Если в 1999 году в Казахстане работали 55 банков, то к началу 2004-го – 35.

Григорий Марченко / Фото «Курсива»

Во время «второго пришествия» Марченко произошла национализация «БТА Банка». Во второй половине 2008 года стало ясно, что без помощи государства банк не справится со своими проблемами, и со стороны АФН поступило предложение поддержать банк. В феврале 2009-го «БТА Банк» национализировали. Цена спасения, по примерным подсчетам, превысила $10,26 млрд. 

Еще одна история, связанная с Григорием Марченко, – повышение пенсионного возраста для женщин. Как заявлял в 2012 года глава регулятора, женщин-пенсионерок в Казахстане было в 2,5 раза больше, чем мужчин. Уравнять пенсионный возраст нужно было, по его мнению, еще и потому, что женщины старшего поколения более квалифицированны. Несмотря на возмущение общественности, реформу провели, и теперь пенсионный возраст женщин поэтапно повышают.

При Марченко также произошла вторая в истории тенге девальвация. Торговавшаяся в районе 120 тенге за доллар, национальная валюта 4 февраля 2009 года ослабла на 25%, до 150 тенге за доллар. Необходимость ослабления тенге объяснили почти трехкратным снижением цен на нефть. В феврале 2013 года Григорий Марченко заявил, что большинство казахстанцев от девальвации не пострадали, поскольку у двух третей населения займы были в тенге.

Анвар Сайденов возглавлял Нацбанк между двумя «приходами» Марченко – с января 2004-го по март 2009 года. На время его работы пришелся мировой финансово-экономический кризис. Тогда банкам оказали поддержку. В августе 2007 года Анвар Сайденов заявлял, что «у банков крупных проблем нет». 

kto-upravlyal-finansovoj-sistemoj-nezavisimogo-kazahstana6.jpg
Анвар Сайденов / Фото из открытых источников

2010-е. Инфляционное таргетирование и новое АФН

В октябре 2013 года Национальный банк возглавил Кайрат Келимбетов, который проработал на этом посту до ноября 2015-го. Незадолго до этого – в августе 2013-го – в Казахстане был создан Единый накопительный пенсионный фонд, в который вошли ГНПФ и частные пенсионные фонды. 

Как рассказал Кайрат Келимбетов в одном из интервью, решение о создании ЕНПФ было политическим, но сделано ради спасения пенсионных накоплений граждан. К слову, именно при Келимбетове фонд приобрел долговые ценные бумаги Международного банка Азербайджана (МБА) на $250 млн. В мае 2017 года стало известно, что МБА подал заявление о банкротстве. По данным Национального банка, с 2014 года по май 2017 года ЕНПФ получил от МБА в виде вознаграждения около 15 млрд тенге, то есть около трети инвестиций. 

Кайрат Келимбетов / Фото Олега Спивака

В этот период банкам, в отличие от послекризисного 2009 года и будущего выделения денег «Казкому» в 2016-м, не оказывалась финансовая помощь. Также произошло несколько крупных сделок в банковском секторе. В 2014 году акционеры «Темiрбанка», «Альянс Банка» и ForteBank договорились о создании единого фининститута под брендом ForteBank. В 2015 году новый банк начал работу с клиентами. Также в феврале 2014-го «Казкоммерцбанк» и бизнесмен Кенес Ракишев купили по 46,5% долей проблемного «БТА Банка».

Но более всего казахстанцам Кайрат Келимбетов запомнился девальвацией 11 февраля 2014 года. Тогда причиной для ослабления курса нацвалюты назвали несколько проблем: ослабление российского рубля к доллару, проблемы с платежным балансом страны из-за импорта потребительских товаров, усиление спекуляций на фоне девальвационных ожиданий и создание предпосылок для снижения инфляции до уровня 3-4%. Тогда тенге «подскочил» с 150 тенге до 180-185 за доллар.

20 августа 2015-го было объявлено о переходе к инфляционному таргетированию, или «свободному плаванию тенге». И тенге «поплыл»: в сентябре средний курс составил 258 тенге за доллар, к концу 2015-го – 322 тенге.

В Нацбанке и правительстве объясняли, что инфляционное таргетирование должно помочь экономике страны достичь долгосрочного устойчивого роста, но при этом сохранять низкую инфляцию. Еще одна причина: постепенная девальвация российского рубля, которая началась в 2014-м. Как позже заявлял Кайрат Келимбетов, фиксированный курс тенге поддерживал «иллюзию» стабильности курса национальной валюты.

После перехода к инфляционному таргетированию главой Нацбанка стал помощник президента РК Данияр Акишев. На этом посту он проработал почти 3,5 года. При нем продолжилось «ползущее» ослабление курса тенге.

kto-upravlyal-finansovoj-sistemoj-nezavisimogo-kazahstana8.jpg
Данияр Акишев / Фото «Курсива»

Запомнился Акишев среди прочего тем, что его публично защищал первый президент Нурсултан Назарбаев. Например, в феврале 2017 года елбасы обратился к председателю Нацбанка: «Действуй смело, никого не бойся. Честно, по закону, как положено. Кто будет вмешиваться, лезть, скажи мне фамилию».

В апреле 2018 года Назарбаев вновь сказал, что руководству Нацбанка нужно смело заниматься оздоровлением банковского сектора. Произошло это на совещании по итогам деятельности Нацбанка. Тогда же Назарбаев объявил о необходимости закрыть программу по оздоровлению проблемных банков (программа была принята летом 2017 года) и назвал три банка с «ужасными показателями» – «Эксимбанк», «Банк Астаны» и Qazaq Banki. Все они впоследствии были ликвидированы.

При Акишеве было решено провести оценку банковских активов – AQR. Но провели уже при следующем главе финрегулятора – Ерболате Досаеве, который занял этот пост в феврале 2019 года. По итогам проверки было заявлено, что по состоянию на 1 апреля 2019 года как на системном уровне, так и на уровне отдельных банков, участвовавших в проверке, дефицита капитала не было. И риски для вкладчиков банков – участников AQR отсутствовали.

kto-upravlyal-finansovoj-sistemoj-nezavisimogo-kazahstana9.jpg
Ерболат Досаев / Фото Аскара Ахметуллина

При Ерболате Досаеве произошла «реинкарнация» АФН – с начала 2020 года в Казахстане начало работу Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Теперь оно занимается активностью на финрынке Казахстана.

Уже в ближайшем будущем на время председательства Ерболата Досаева произойдет приход в страну иностранных банков по новым правилам в рамках ВТО. 

Читайте также