Новенький автомобиль, только выехав из автосалона, сразу же теряет в цене. Так что даже дорогое авто вряд ли можно рассматривать как инвестицию. Но экземпляры, которые с каждым годом дорожают, все-таки есть. «Курсив» сделал подборку самых дорогих и экзотических машин, когда-либо проданных на аукционах.
Ferrari 250 GTO / $48 405 000
Красное купе (берлинетта, если быть точнее) 1962 года выпуска – абсолютный рекордсмен по аукционной стоимости. Притом неоднократный: в 2014 году «Феррари» 250 GTO за баснословные $38,1 млн купил американский миллиардер Крейг МакКоу. Но и эта цена не стала пределом. Четыре года спустя на аукционе RM Sotheby’s в Калифорнии другая 250 GTO ушла за $48,4 млн. Этот рекорд по сей день не побит.
Почему так дорого? Дело и в престиже бренда, и в эксклюзивности модели. С 1962 по 1964 год было произведено всего 36 экземпляров 250 GTO. Из них 33 относились к первой серии, три – ко второй. В США спорткар продавался за $18 тыс. (огромные по тем временам деньги), а кандидатуру покупателя должен был лично одобрить основатель компании – Энцо Феррари.
Как это часто бывало в «конюшне» Феррари, 250 GTO разрабатывалась для участия в гонках. Конкурентами значились не менее знаменитые Shelby Cobra и Jaguar E-Type. Появлением в свободной продаже 250 GTO обязана необходимостью омологации, то есть выпуска хотя бы ограниченной серии в гражданский оборот.
Спорткар, как и полагается «Феррари», оснастили двигателем V12 объемом три литра в сочетании с пятиступенчатой механической коробкой передач. Мотор с шестью (!) карбюраторами выдавал 300 лошадиных сил. Именно с этим двигателем болид 250 Testa Rossa громил соперников в «Ле-Мане». Алюминиевый кузов 250 GTO, собранный на пространственной раме, создавался по всем канонам аэродинамики для снижения сопротивления воздуха и повышения максимальной скорости. Оттого модель и имеет такой характерный облик.
Что касается именно рекордсменки, то это третий произведенный автомобиль, позже получивший кузов второй серии. Все агрегаты – заводские.
Эта красотка дважды побеждала в престижных гонках Targa Florio. Удивительно, но она – не самая дорогая 250 GTO: в 2018 году американец Дэвид МакНил в частной сделке купил аналогичную «Феррари» 1963 года за $70 млн. Таким образом, за моделью лидерство по стоимости не только на аукционах, но и за их пределами.
Mercedes-Benz W196 / $29 650 095
Три «Феррари» уверенно занимают верхние строчки мирового аукционного топа: это две упомянутые 250 GTO и Ferrari 335 S Spider Scaglietti, проданная за $35,7 млн. Пятое, шестое и седьмое места – тоже за машинами с гарцующим конем на эмблеме. В эту горячую итальянскую компанию, тем не менее, сумел затесаться один «немец».
Имя номеру четыре – Mercedes-Benz W196. Строго говоря, это не совсем автомобиль, а одноместный болид «Формулы-1», не предназначенный для дорог общего пользования. В 2013 году на аукционе Bonhams в британском Гудвуде W196 был продан за $29,6 млн, став самой дорогой «формульной» машиной.
В 1954–1955 годах было произведено 15 таких болидов. Благодаря весу в 600–800 кг, продуманной аэродинамике и 257-сильному двигателю W196 набирал умопомрачительные 300 км/ч. Уникальный рядный 8-цилиндровый мотор был впервые в истории оснащен системой прямого впрыска топлива.
Неудивительно, что за два сезона Mercedes-Benz выиграл девять гонок из 12, а пилот W196 Хуан Мануэль Фанхио дважды победил в зачете гонщиков. Кстати, проданный на аукционе болид – именно тот, которым управлял Фанхио на гран-при Германии и Швейцарии. И единственный, находящийся ныне в частных руках – остальные сохранившиеся W196 пребывают в музеях.
Стремительную, как сам кузов болида, карьеру прервала трагедия.
В 1955 году на гонке «24 часа Ле-Мана» W196R стал виновником аварии, в которой погибли 80 зрителей, еще около сотни пострадали. После этого концерн Daimler-Benz ушел из автоспорта и не возвращался в кольцевые гонки до середины 1980-х.
Aston Martin DBR1 / $22 550 000
Куда же без британской школы автомобилестроения, когда речь идет о самых дорогих машинах? В 2017 году на аукционе RM Sotheby’s в калифорнийском Монтерее Aston Martin DBR1 поставил рекорд для авто с Туманного Альбиона: его продали за $22,5 млн.
DBR1 создавался исключительно как гоночная машина. Впервые спорткар вышел на старт в 1956 году. В последующие три года было собрано всего пять экземпляров. Именно на счету DBR1 высшее спортивное достижение в истории «Астон Мартина» – победа в «24 часах Ле-Мана» в 1959 году.
Пилотировали машину (ее и продали в Монтерее), между прочим, знаменитые Кэрролл Шелби и Рой Сальватори. В том же году за DBR1 осталась победа в гоночном чемпионате мира, навсегда вписавшая эту модель в зал славы автоспорта.
Легкий кузов с приземистым силуэтом создавался по мотивам «гражданской» модели DB3S. Силовой агрегат состоял из пятиступенчатой МКПП и рядного шестицилиндрового мотора объемом 2,5–3 литра. Максимальная мощность – 250 лошадиных сил. Немного по нынешним временам, но более чем достаточно для 800 кг снаряженной массы.
После побед 1959-го окрыленное руководство «Астон Мартина» решило войти в высшую лигу – «Формулу-1». Попытка полностью провалилась, а спортивное подразделение закрыли. DBR1 распродали частникам, которые использовали машины в гонках до 1962 года. К этому времени модель устарела и потеряла спортивную конкурентоспособность, заняв места в музеях и частных коллекциях. Однако вклад спорткара в автокультуру трудно переоценить: классические формы DBR1 стали дизайнерским каноном для всех будущих моделей марки, включая и самые современные.
Duesenberg SSJ / $22 000 000
Самый дорогой «американец», самый старый из десятки самых дорогих и чуть ли не самый редкий – все это про Duesenberg SSJ 1935 года выпуска. На аукционе Gooding & Company в Пеббл-Бич (Калифорния) автомобиль продали за $22 млн. Произошло это в августе 2018-го.
Сейчас «Дюйсенберг» звучит как название провинциального городка где-то в Германии. Однако в 1920–1930-х так звалась марка американских автомобилей, ассоциировавшихся со скоростью и роскошью. Солидный облик, шикарные интерьеры, типы кузова на выбор заказчика – любой каприз для состоятельных клиентов. Даже Аль Капоне предпочитал «Дюйсенберги».
Венцом эволюции этой марки стала модель SSJ, созданная на базе кабриолета серии J. Чтобы окончательно обставить всех конкурентов, инженеры оснастили SSJ двигателем в 6,9 литра объема с механическим нагнетателем. Отдача – 400 лошадиных сил, и это, напомним, в середине 1930-х! Лишь десятилетия спустя такая мощь стала обыденностью в автомобильной индустрии.
Могучий SSJ построили всего в двух экземплярах. Один купил знаменитый актер Голливуда Гэри Купер, второй взял в аренду его не менее знаменитый коллега – Кларк Гэйбл. Звезды сделали модели роскошную рекламу, устраивая бескомпромиссные заезды по голливудским улицам. Увы, Великую депрессию это не остановило: в 1937 году «Дюйсенберг» обанкротилась и прекратила существование.
Первым хозяином проданного в Пеббл-Бич SSJ как раз был Гэри Купер. Затем с 1949 года машина всего единожды меняла владельца, став настоящим Граалем для коллекционеров. Неудивительно, что Duesenberg SSJ возглавил топ самых дорогих американских машин, ушедших с молотка: предыдущий рекорд был за первым экземпляром Shelby Cobra – его продали в 2016 году за $13,7 млн.
Aston Martin DB5 / $6 385 000
И снова «Астон Мартин». В отличие от остальных упомянутых, у этой машины есть важная особенность: она не входит в десятку самых дорогих. Зато продана позже всех – в августе 2019-го. Самое же главное – это авто Джеймса Бонда.
Четыре DB5 использовались в съемках третьего и четвертого фильмов бондианы – «Голдфингер» и «Шаровая молния». Именно за рулем этих машин герой недавно почившего Шона Коннери спасал мир от различных злодеев. Потому и авто соответствующее: с генераторами дымовой завесы, спрятанными под фарами пулеметами, устройством для смены номеров, поднимающимся бронещитом и прочими шпионскими гаджетами. Благодаря бережному хранению и тщательной реставрации все это работает – по крайней мере, в безопасном для окружающих виде.
Эксперты оценивали уникальную машину в $4–6 млн. Участники аукциона Sotheby’s в Монтерее оказались еще щедрее: DB5 продали за $6,38 млн. В «Астон Мартине» решили не терять возможность заработать и заявили о грядущей постройке 28 точных копий DB5 в «бондовской» версии. Стоить каждая будет не менее 3 млн евро, и даже покупатели уже нашлись.