«Мода – это управляемая эпидемия», — сказал Бернард Шоу, и был прав. Появление и закрепление в моде некоторых трендов, силуэтов и материалов иначе как инфекцией не объяснишь. А когда какие-то вещи перемещаются с пляжей серферов и футбольных полей на подиумы высокой моды и начинают продаваться по таким же высоким ценам… так и хочется сказать: вот заразы.
Обувь для супермоделей на карантине
Первый и особенно любимый модными критиками пример в этом ряду – угги. Можно начать, не стесняясь, с этимологии и напомнить, что само слово uggs образовалось из двух слов — ugly и boots, то есть «уродливые сапоги».
Кто бы спорил.
Впрочем, считается, что придумали эту обувь австралийские овцеводы, которым нужно было что-то удобное и закрытое, чтобы ходить по пастбищам, не боясь укусов вредных насекомых. Так что красота была даже не на втором месте. Потом достоинства сапог из овечьей шерсти оценили серферы: они грели в них замерзшие в океане ноги. Тоже не до красоты. И только голливудские знаменитости, которым в девяностых годах XX века неожиданно глянулись «уродливые сапожки», заставили компанию UGG задуматься не только о качественном внутреннем содержании угги (овчина), но и о привлекательном внешнем виде (дизайн).
…И понеслось!
В 2010 году мировой ритейл объявил о появлении в продаже капсульной коллекции UGG Australia и люксового бренда Jimmy Choo (того самого, о котором Сара Джессика Паркер – Керри Брэдшоу в «Сексе в большом городе» кричит: «Я потеряла свои Jimmy Choo!»).
В 2014 году компания выпустила «самые дорогие в мире угги» — модель Punk Couture, отделанную кристаллами Swarovski. Цена сапог весьма экстравагантного вида — $15000.
Фото: UGG
В 2017 году Джереми Скотт, креативный директор итальянского бренда Moschino, выпустил вместе с UGG модель, расписанную языками пламени. Пара, декорированная не только огненным принтом, но и камнями и кристаллами, стоила скромные $1195.
Фото: UGG
Наконец, год 2018: коллаборация UGG с французским брендом Y/Project. Показ результата их сотрудничества на Парижской неделе моды мог служить иллюстрацией к задачке «как сделать некрасивую обувь еще нелепее?». По подиуму прошли модели в угги-ботфортах…
И можно даже не вспоминать о таких «мелочах», как свадебные угги, угги с кружевом, угги с пайетками, особенно когда нужно сказать главное: хотим мы этого или не хотим, но «уродливые сапоги» снова входят в моду. Причина очевидна — пандемия. Все засели дома и привыкли к комфорту. В том числе супермодели, которые выбирают угги для прогулок по улицам, где попадают в объективы фотографов. Журнал Vogue даже назвал угги «обувью для супермоделей на карантине»…
Когда нечего скрывать
Если у сапожек угги есть как минимум два очевидных достоинства – удобство и натуральность, то следующий тренд – прозрачные сумки — не обладает ни тем, ни другим.
Мода на прозрачное появилась несколько лет назад, когда по подиумам прошлись модели в обуви на прозрачных каблуках, одежде с прозрачными вставками, и с такими же сумками.
Каблуки и одежда пока так и остались в разряде «пикантных деталей», а прозрачные сумки очень скоро оказались на пике популярности, и многие бренды, в том числе люксовые, не отказали себе в удовольствии выпустить на рынок модели из прозрачного пластика. И если Chanel или Prada создали, по сути, те же сумки, что и всегда, то есть четкой формы, с дорогой фурнитурой и кожаными деталями — но из прозрачного материала, то Celine, Jil Sander или Burberry не стали заморачиваться и сделали просто пакеты (типа всем известных «маечек»), украсив их своим логотипом.
Дизайнеры объяснили, что это чудесная альтернатива сумкам-шоперам, которые, возможно, на самом деле кому-то уже надоели. Так это или не так, но тренд на прозрачность женской сумки держится уже несколько лет, а в этом году снова приближается к пику. И если новая сумка-тоут от RED Valentino на сайте Farfetch сейчас стоит чуть меньше $340, то прозрачная сумка Chanel Pre-Owned (то есть б/у, или, как написано на сайте, «товар с историей») – около $3665. Это со скидкой.
Фото: Transparent bag Chanel
До седьмого пота
Если бы в двадцатых годах прошлого века американцу Бенджамину Расселу сказали, что почти через 100 лет придуманные им джемперы из плотной хопчатобумажной ткани займут одно из главных мест в гардеробах самых богатых и модных, он бы, наверное, не поверил. Потому что он сшил их для футболистов команды, где тренировался его сын, – на замену шерстяным свитерам, что раздражали кожу активно потевших игроков. Рассел не только заменил шерсть на хлопок, но и придумал интересное конструктивное решение, пришив треугольники из тонкой рифленной хлопчатобумажной ткани на грудь и на спину джемперов – они отлично впитывали пот.
То есть уже понятно, о чем идет речь – о свитшотах.
Эти джемперы так понравились игрокам, что скоро их захотели себе и другие команды, потом еще и еще, и через какое-то время Бенджамин Рассел запустил на своей фабрике отдельную линию по производству свитшотов – Russel Athletics.
Лет через 10 другая американская компания, Champion (тогда — Knickerbocker Knitting Company), пойдет дальше и придумает худи, с его капюшоном и большим накладным карманом – и тоже не для модных и нарядных, а для рабочих и спортсменов.
Очень скоро свитшоты и худи оценили студенты – ведь хлопчатобумажная ткань будто специально была создана для логотипов колледжей и университетов.
А дальше свое дело сделала массовая культура: стоило паре киногероев (в том числе, кстати, будущему президенту США Рональду Рейгану) появиться в кадре в свитшоте – и его (свитшот) захотели все. Еще ярче была история роста популярности худи: брейкдансеры, рэперы, боксеры – все они в случае необходимости опускали капюшон на глаза, сводя с ума публику.
Стоит ли удивляться, что вскоре свитшоты и худи появились в коллекциях не только молодых и дерзких, но и знаменитых и солидных дизайнеров? Tommy Hilfiger, Ralph Lauren, Alexander Wang, Gucci, Balenciaga, Marc Jacobs, Louis Vuitton…
Фото: sweatshirt Gucci
Кстати, о Louis Vuitton. Официальный сайт бренда сейчас предлагает худи с 3D монограммой стоимостью $1780. И кстати, о Gucci. Опять же на официальном сайте черный свитшот с логотипом бренда стоит $2400.
Мы будем долго гнать велосипед…
Как их только не называют! И «рукавами в три четверти, но на бедрах». И «укороченными леггинсами». И, скромно, «удлиненными облегающими шортами». Едва ли не самый спорный тренд девяностых, «велосипедки» снова в моде.
Почему – спорный? Потому что они идут далеко не всем. И один из немногих безусловно удачных образов в велосипедках – это образ прекрасной спортивной принцессы Дианы.
Фото: Diana
В наше время моду на эластичные шорты вернула Ким Кардашьян. И этим сказано все. Потому что она надела велосипедки с босоножками на каблуках и ботфортами, пиджаком и кожаным плащом…
Тренд опять оказался «заразным». И сегодня велосипедки носят не только супермодели и актрисы, но и модные блогеры, а также те, кто им подражает. И народ уже начал потихонечку привыкать, когда прошлый год принес еще одну тенденцию – велосипедки с принтом. И если Stella McCartney предложила просто «в цветочек», то Blumarine ударил наотмашь – змеиным рисунком. Ну и Versace подарил велосипедкам свой знаменитый барочный принт. Цена? Около $200.
Фото: Blumarine
Иногда они возвращаются
Не делайте недовольные лица: да, поясные сумки снова в моде. Но давайте посмотрим правде в глаза: это только на постсоветском пространстве поясная сумка – «примета» лихих девяностых, атрибут торговца с барахолки или, в лучшем случае, кондуктора. В других странах у таких сумок совсем иная история: в Европе они вообще появились в эпоху Возрождения.
Но, кстати, и там, и в Америке о поясных сумках тоже вспомнили в девяностых годах ХХ века. Именно тогда их полюбили все, кому нужно было держать руки свободными: молодые мамы, скейтбордисты, и, конечно, голливудские звезды – как же без них?
Но тем модникам, из прошлого века, и не снилось разнообразие форм, материалов и даже способов ношения поясных сумок, которое мы наблюдаем в последние два года. Казалось бы, поясная сумка – значит, ее нужно носить на поясе, но нет: сейчас ее носят через плечо, в качестве кросс-боди. Причем как мужчины, так и женщины. Как строгие кожаные, так и спортивные из «плащевки». И, конечно, этот тренд не обошел стороной и самые знаменитые «сумочные» бренды, и демократичные. Цены, соответственно, варьируются: от, например, $2020 (Louis Vuitton) и $1000 (Fendi) до $17 (H&M).
И, пожалуй, именно поясная сумка может служить лучшим подтверждением справедливости фразы Бернарда Шоу (см.выше). Некогда объект самых язвительных шуток и презрительных комментариев сегодня – хит продаж. Что это, как не «управляемая эпидемия»?