Как мировой энергетический рынок отреагировал на победу Джо Байдена

Опубликовано
И почему намерения нового президента США угрожают хрупкому балансу на мировом рынке нефти

«Зеленая» повестка победившего на президентских выборах в США Джо Байдена и его планы ограничить выдачу новых лицензий на бурение скважин могут превратить страну из нетто-экспортера нефти в ее импортера. А намерения нового президента вернуться в сделку с Ираном и его дальнейшие отношения с Венесуэлой и Россией угрожают хрупкому балансу спроса и предложения на мировом рынке нефти.

Уолл-стрит «зеленеет»

Инвесторы с Уолл стрит на новостях о победе Байдена начали скупать акции компаний и фондов, занимающихся альтернативной энергетикой. Некоторые крупные инвесторы ожидают усиления тренда после того, как избранный президент приступит к обязанностям в Белом доме, пишет издание The Wall Street Journal (WSJ). 

В частности, акции биржевого инвестиционного фонда iShares Global Clean Energy, одного из индикаторов рынка альтернативной энергетики, с 7 ноября, когда американские телеканалы объявили Байдена победителем, по 18 ноября выросли на 23%. Фонд Energy Select Sector SPDR, инвестирующий в американские нефтегазовые и буровые компании, незначительно просел после выборов. Однако падение его котировок остановили позитивные новости об успешной вакцине Pfizer против COVID-19, что может обеспечить более быстрое восстановление спроса на нефть в мире. Похожую динамику демонстрировали фьючерсы нефти WTI и котировки крупнейших американских производителей углеводородов. Например, если с 6 по 7 ноября акции Chevron незначительно просели до $71,32, то на 18 ноября они выросли на 22%, до $87,04 за бумагу. 

 

9 полоса_WSJ-01 (1).jpg

На финальных предвыборных дебатах с кандидатом от Республиканской партии, действующим главой государства Дональдом Трампом, Байден заявил, что намерен обеспечить переход американской энергетики от нефтяной отрасли к ВИЭ, а также отменить федеральные субсидии для нефтяников. Он хочет, чтобы экономика США избавилась от зависимости от ископаемого топлива.

При этом WSJ отмечает, что «зеленый» транзит ускорился еще при администрации Трампа, несмотря на усилия последнего по поддержке угледобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. «Зеленая» повестка Байдена усилит этот переход, даже если сенат США, контролируемый республиканцами, будет препятствовать принятию важных законов и стимулов, ориентированных на экологию. Инвесторы давно ставят на альтернативную энергетику, и новый президент, ужесточив регулирование в энергетике, подтолкнет их к еще более активным покупкам «зеленых» акций. 

Ссылаясь на бывшего постоянного представителя США в ЕС и главу собственной адвокатской фирмы Бойдена Грея, WSJ пишет, что крупнейшие банки – Citibank, Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Morgan Stanley и Wells Fargo отказывают в кредитах американским нефтегазовым компаниям. Более того, они намерены прекратить кредитование проектов по разведке нефтяных месторождений в Арктике и добыче угля. 

Возвращение в Парижское соглашение 

«Зеленая» программа Байдена может вернуть США в Парижское соглашение, что входит в предвыборные обещания избранного президента. Он предложил американским избирателям кардинально противоположный сценарий энергетической политики, сфокусировавшись на угрозах изменения климата. Трамп за время своего президентства увеличил добычу нефти и газа, ослабив регулирование сектора, благодаря чему экспорт энергоресурсов США впервые почти за 70 лет превысил их импорт. Добыча сырой нефти в 2019 году, по данным Белого дома, выросла на 38% по сравнению с 2016 годом. Трамп же вывел страну из Парижского соглашения, считая, что его условия негативно сказываются на угольной промышленности страны и угрожают миллионам американцев потерей работы. 

Новый избранный президент США обещает ограничить разработку нефти и газа. Байден не собирается запрещать гидроразрыв пласта при добыче сланцевой нефти, но может приостановить выдачу новых лицензий на разработку нефти и газа в федеральных землях на суше и шельфе. По оценке топ-менеджера глобальной исследовательской компании Wood Mackenzie по Северной Америке Эда Крука, предполагается, что курс Байдена не окажет серьезного влияния на материковые проекты или оно будет минимальным, однако на шельфе влияние может быть значительным. Запрет на выдачу новых участков может означать, что к 2035 году производство нефти и газа на шельфе может снизиться на 30%, полагают в Wood Mackenzie.   

По данным управления энергетической информации Минэнерго США, в 2019 году на шельфе (основной регион – Мексиканский залив) добывалось чуть более 15% от общего производства нефти в стране. При этом шельфовые проекты в отличие от материковых менее чувствительны к колебаниям цен на нефть, которые при низких ценах становятся нерентабельными.

По мнению замруководителя департамента сводной аналитики в ТЭК Российского энергетического агентства Натальи Гриб, потенциальная зависимость США от импорта энергоресурсов при Байдене напрямую связана с объемами добычи сланцевых углеводородов и спросом на них. Нельзя исключать вариант, при котором часть штатов в ближайшие пять лет ускорит переход к низкоуглеродной экономике – электромобилям и водородной энергетике и транспорту. 

Байден угрожает сделке ОПЕК+? 

Ключевые участники Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) переживают, что президентство Байдена может повлиять на отношения США с Саудовской Аравией, Ираном и Венесуэлой, а также Россией, сообщает Reuters. Все это может усилить неопределенность и напряженность в альянсе. Первые три страны являются ключевыми участниками картеля, а Россия вносит самый крупный вклад среди стран не-ОПЕК в сделке по сокращению добычи нефти (ОПЕК+). Существует риск выхода России из соглашения, так как «именно Трамп привел русских к участию в нем», считает один из источников Reuters в организации.  

Санкции США в отношении Венесуэлы и Ирана также повлияли на сокращение предложения нефти в мире. Если Байден ослабит меры в отношении одной из этих стран, это приведет к росту мировых поставок. Производителям нефти в таком случае придется пойти на кардинальные меры по снижению добычи.

По прогнозу энергетического агентства Rystad Energy, в 2021 году ожидается рост спроса на нефть на 500 тыс. баррелей в сутки. В то же время, если Байден наладит отношения с Ираном и Венесуэлой, это может вернуть на рынок более 2 млн баррелей в сутки уже в 2021 году. В агентстве отмечают, что Иран обладает большими запасами в нефтехранилищах и может начать экспортировать их немедленно. Это позволит исламской республике выиграть время и восстановить производство на месторождениях. Анализ предполагает рост добычи в Иране с текущих 2,5 млн до 3,7 млн баррелей в сутки, то есть на 1,2 млн баррелей в сутки, к концу 2022 года. 

Основными потребителями иранской нефти ранее были страны Европы и Азиатско-Тихоокеанский регион. Сейчас казахстанская нефть преимущественно уходит на европейский рынок, параллельно растет и азиатское направление. Это означает, что Иран в случае демпинга может создать проблемы для экспортеров казахстанской нефти. 

Несмотря на то что Байден резко критиковал решение Трампа выйти из соглашения по ядерной программе с Ираном, это не означает, что он быстро откажется от санкций, считают в Wood Mackenzie. Там предполагают, что переговоры о возможном возобновлении ядерной сделки вряд ли начнутся раньше июня 2021 года, после выборов в республике, и нет гарантии, что они придут к соглашению.

 

9 полоса_Позиции Трампа и Байдена в энергетике-01_0.jpg

Читайте также