Ключевые поправки в Закон «О зерне» предполагают, что затраты по хранению резервного фонда зерна будут перенесены с Продкорпорации на республиканский бюджет. И это позволит снизить стоимость зерна, которое направляется на рынок в виде товарных интервенций.
Зерно из резервного фонда продается в периоды высокой волатильности цен на этот товар. Дополнительное предложение на внутреннем рынке по более низким, установленным государством ценам позволяет сбалансировать ситуацию. Кроме того, из резервного фонда более дешевым сырьем обеспечиваются мукомолы – из этой муки выпекается социальный хлеб, цены на который регулирует государство.
С 2010 года объем фонда составляет 500 тыс. т зерна. Агентом по управлению госрезервом зерна выступала Продкорпорация, но в 2015 году акционерное общество было включено в перечень объектов, подлежащих приватизации. Поэтому из Закона «О зерне» были исключены понятия «агент» и «государственные ресурсы зерна». Решение о приватизации Продкорпорации за пять лет несколько раз пересматривалось. И хотя юридически компания перестала быть агентом по управлению резервами зерна, фактически обязанность поддерживать резерв с нее снята не была.
На сегодня Продкорпорация по-прежнему выступает в роли агента правительства и за счет бюджетных средств (в 2020 году – 24,5 млрд тенге) ежегодно закупает зерно у крестьян, но затраты по его хранению несет самостоятельно.
Ежегодные расходы на хранение такого резерва меняются в зависимости от тарифов хлебоприемных пунктов, где хранится зерно. В прошлом году на хранение было потрачено 1,5 млрд тенге, в позапрошлом – 2,3 млрд тенге. Затраты на хранение включаются в стоимость зерна, поставляемого Продкопрорацией, увеличивая цену на 5–10% в случае поставок в социальных целях.
Внесенные депутатами поправки в Закон «О зерне» предлагают снять с Продкорпорации расходы по хранению госрезерва.
Поскольку тарифы на хранение зерна меняются в зависимости от рыночных условий, меняется и конечная цена зерна для мукомолов. А это, по мнению депутатов, крайне негативно сказывается на экономике компаний, которые выпускают социальный хлеб. И на экономических показателях самой Продкорпорации тоже, поскольку в случае товарных интервенций продажи зерна из госрезерва должны идти по жестко фиксированной цене.
Если поправки будут приняты, то на хранение 500 тыс. т зерна Продкорпорация ежегодно будет получать из бюджета дополнительно около 2,4 млрд тенге. В Минсельхозе рассчитывают на снижение стоимости социальной муки за счет компенсации на хранение зерна. «При возмещении затрат на хранение из бюджета реализационная стоимость зерна резервного запаса будет ниже на сумму стоимости хранения. Соответственно, при покупке удешевленного зерна себестоимость муки также будет снижена», – сообщили в МСХ РК. В то же время представители министерства отметили, что в структуре себестоимости хлеба доля затрат на сырье занимает около 50%, а остальные затраты приходятся на ГСМ, аренду, коммунальные расходы, зарплату и т. д.
Депутаты также решили устранить возникший юридический казус и заново определить правовой статус деятельности Продкорпорации, позволив ей выступать в качестве правительственного агента.
В этом году стоимость закупаемой Продкорпорацией пшеницы третьего класса составляет 74,1–87 тыс. тенге за тонну
(в зависимости от качества).
Управляющий директор – член правления Продкорпорации Тобылбек Омаров сообщил «Курсиву», что на 16 ноября по договорам форвардных закупок поставлено уже 436,9 тыс. т зерна: 404,2 тыс. т пшеницы третьего класса, 5,6 тыс. т пшеницы четвертого класса и 27,1 тыс. т ячменя.